Аэроклуб. Перед полетом. К моему решению поступать в Первый московский городской авиаклуб и родные, и друзья отнеслись скептически. Но у меня в мозгу, как заноза, сидело: буду летчиком. Почему именно летчиком, не могу вспомнить. Наверное, под влиянием книжки о Валерии Чкалове, которую я прочитал в 8-м классе. Свой первый полет я запомнил на всю жизнь. Моим первым инструктором была Анна Ивановна Шмелькова. О ней в авиаклубе ходили легенды. Считали, что она может научить летать последнего оболтуса, конечно, если он сам того хочет. Не случайно многие наши ученики, ставшие впоследствии прославленными ассами, именно Анну Ивановну считают своей крестной матерью.
Я докладываю первому президенту России Б.Н. Ельцину о выполненном полете. В 1991 году я стал командиром 253-го особого отряда, на самолетах которого летало высшее руководство страны. Теперь за полет пассажиров N 1 отвечал я. Возить первых лиц государства было делом нелегким, особенно когда летели за рубеж. Ведь если у нас, когда летел президентский самолет, все рейсы приостанавливали, то за границей полеты не прекращали и не откладывали ни на минуту. Командиром спецотряда я был до ноября 1992 года, после чего меня "ушли". Места в "президентском партере" высоко котировались и охотников на них было много.
Я провожу пресс-конференцию по безопасности полетов. Когда меня спросили: "Почему самолеты падают?" - я ответил прямо, что причина в разрушенной системе обеспечения безопасности полетов. Судите сами. Раньше при Совете министров СССР существовал госавианадзор. Он надзирал за всеми, кто был связан с конструированием, производством самолетов и их испытанием. Была мощная инспекция и в Министерстве гражданской авиации, было Управление летной службой. В управлении я был начальником и имел 53 ведущих инспектора по каждому типу самолета. А сейчас ничего подобного нет, и пока система не будет восстановлена, самолеты будут продолжать падать.
2003 год. На рыбалке в дельте Волги с дважды героем СССР летчиком-космонавтом Владимиром Афанасьевичем Ляховым. Мы с Ляховым - старые друзья и любители охоты и рыбалки. Когда-то у Володи на Волге была небольшая дачка, куда мы приезжали порыбачить. И однажды вон какого сома завалили! На самом деле это не самая большая рыбка - всего-то в мой рост. На Волге встречаются экземпляры намного крупнее. Из этого сома мы сварили огромный котел ухи, бросили туда петуха, дикую утку... До сих пор вспоминаю.
Фотография сделана недавно. Здесь я со своей четвертой внучкой Владой. Ей 10 месяцев. К сожалению, моя любимая супруга умерла. У меня остались двое детей. Старший сын Олег - летчик I класса, командир корабля, допущен ко всем видам полетов и летает в международном управлении. От дочки Виктории у меня две внучки-двойняшки Анечка и Аленушка. В прошлом году они окончили школу, но никакого желания пойти в авиацию не проявили. А я мог бы устроить их стюардессами. Они и по внешним данным подходили, и английский хорошо знают, и возраст подходящий. Да, к стюардессам предъявляют определенные требования. Существует конкурс и специальная комиссия, которая отбирает претенденток. Одно время я тоже в нее входил. Конечно, без протекционизма не обходилось. Дети есть дети, всегда хочется им помочь, сделать приятное.
2006 год. Мне вручают орден Петра Великого I степени, которым меня наградила Академия безопасности, обороны и правопорядка. Одновременно мне присвоили звание академика и профессора академии. Награждал меня бывший заместитель министра гражданской авиации Иван Федотович Васин - человек очень известный в авиации. А рядом со мной - бывший председатель государственного авиационного надзора при Совете министров СССР Иван Машкивский.
2002 год. С бывшим генеральным директором ОАО "Аэрофлот" Е.И. Шапошниковым на открытии ангара в "Шереметьево-1". Ангар - это что-то вроде мастерской автосервиса, только для самолетов. В это гигантское сооружение загоняют самолет для сложного техобслуживания вроде смены двигателя. Раньше у нас такие работы проводились прямо "на природе" - в снегу, на холоде и дожде. И как только я был назначен генеральным директором, сразу поставил задачу облегчить и обезопасить труд инженерно-технического состава. Сейчас в "Шереметьево" уже 4 ангара - больше, чем в любой другой российской авиакомпании.
Мы отмечаем 40 лет полета первенца реактивной авиации Ту -104 через океан в Америку. Пресса писала о том героическом событии: "Русские опять утерли нос Америке". Действительно, заокеанские друзья даже не нашли подходящего трапа. Сегодня, вспоминая то время, мне обидно, что такая авиационная держава, как бывший СССР, дошла до ручки. А ведь у нас были лучшие в мире самолеты, наш девиз был "Летать быстрее всех, выше всех, дальше всех!". И мы так летали. И вот "Аэрофлот" решил отметить историческую дату. К сожалению, самолет в натуральную величину мы найти не смогли, пришлось ограничиться макетом. Мы разыскали и пригласили весь экипаж того памятного рейса.