- На фоне немалого количества примитивных игровых программ разных каналов "Своя игра" - это как высшая математика в сравнении с арифметикой. Вам легко конкурировать на "игровом поле"?
- Вопросом конкуренции я никогда не интересовался, однако знаю, что существуют объективные показатели рейтингов. Меня радует, что среди развлекательных передач НТВ "Своя игра" занимает достойное место. Что же касается игровых программ на других каналах, то тут надо разобраться: "о чем пьеса?" Скажем, "Что? Где? Когда?", придуманная Владимиром Ворошиловым, сочетает в себе два компонента: первый - интеллектуальный, второй, он же главный, - это настоящий, неподдельный пик человеческих эмоций, словно для игроков ответить или не ответить на вопрос в данный момент является смыслом жизни. Это шоу человеческих страстей, которое мастерски удавалось Ворошилову, а теперь Борису Крюку. Игра "Слабое звено", которую я люблю, - о низменных человеческих инстинктах, по принципу "Боливар не выдержит двоих". И таких передач во всем мире сейчас много, есть такая тенденция. А вот "Своя игра" - вполне спортивная, интеллектуальная, и только: знаешь ответ - нажимаешь на кнопку, не знаешь - не нажимаешь. Игра про то, что мы называем эрудированностью и скоростью мышления. Так что каждая из игр выполняет свою задачу, поэтому особой конкуренции тут я не вижу.
- Но, отвечая на вопросы, участники лишь демонстрируют свою осведомленность в той или иной области знаний. Однако мы не становимся свидетелями мыслительного процесса, что, на мой взгляд, было бы гораздо интереснее...
- Не всегда. Очень часто они догадываются об ответе по формулировке вопроса. А значит - это своеобразная кгра ума. Вот мой любимый вопрос, на который каждый второй интеллектуальный игрок, не зная правильного ответа, все же ответит верно: в каком месяце года откладывает яйца удав боа-констриктор? Тупой умник, естественно, не знающий ответа, попытается наобум назвать какой-нибудь месяц. Профессиональный игрок даст правильный ответ по интуиции: ни в каком, потому что эта змея - существо живородящее. Тут нужно почувствовать и тональность, и провокационность вопроса, важно помнить о теме. Так что не всегда это просто осведомленность, хотя очень часто и она...
- Правда ли, что участники получают те суммы денежных выигрышей, которые зарабатывают на игре?
- Странно, но почему-то люди этому не верят, хотя у нас суммы выигрывают небольшие. Вот бонус действительно колоссальный - 21 килограмм денег! Никто не знает, сколько это, я тоже не знаю. По крайней мере он гораздо больше, чем выигрыш в какой-либо другой интеллектуальной игре.
- Очень долго суммы выигрышей были мизерные в сравнении, скажем, с тем же "Миллионером". Теперь они значительно увеличились, но при этом участники реже идут "ва-банк", не рискуя суммами, накопившимися за все четыре раунда. Не кажется ли вам, что из-за этого игра поскучнела?
- Нет, скучнее она не стала, но стала более осмысленной и более конкурентной для игроков. Не так давно, например, возникла патовая ситуация, когда один очень сильный игрок, у которого на счету было 10 тысяч, проигрывал домохозяйке с 20 тысячами, которой достался вопрос-аукцион. Если бы она сделала ставку выше, чем у него, скажем, - 10 100, - то он бы уже не имел права играть. Из зала ей закричали: "Перекрывай!" - есть такое понятие "перекрывающая ставка", то есть выше, чем у двух других соперников, и тогда никто не может идти "ва-банк". Таких напряженных ситуаций бывает немало, поэтому я не могу сказать, что игра поскучнела. Ведь и вопросы легче не стали. А то, что игроки не рискуют деньгами, так это понятно. Однажды я обратил внимание на преподавателя из Ельца, который вряд ли мог выиграть, но всю игру я следил, как тот планомерно увеличивал накопленную сумму, естественно, осторожничая в ставках. А был, например, парень, который пришел, помахивая ключами от шикарного автомобиля. Ясно же, что выигрыш по большому счету его не интересовал, поэтому он шел "ва-банк" постоянно, его мотало из стороны в сторону, давал неправильные ответы, проигрывая внушительные суммы, но для него главное были не деньги, а азарт, кураж. Видимо, у каждого участника свой интерес и в соответствии с ним они и ведут себя на игре.
- Зачем понадобились команды гроссмейстеров, которые проигрывают одна за другой, - не лучше было бы приглашать "простых" игроков?
- Дело в том, что надо было как-то обновить игру, потому что, выходя в эфир уже 8 лет, она "застоялась". Вот продюсер Сергей Пехлецкий и главный редактор Владимир Молчанов и придумали "Кубок вызова", когда команда гроссмейстеров из семи человек должна продержаться в эфире 50 игр подряд. Сейчас правила даже несколько демократизировались. Каждый из команды гроссмейстеров имеет право играть до первого своего проигрыша, а затем его место занимает другой гроссмейстер. Анатолий Вассерман, например, продержался 18 игр - это неслыханный результат. Его пока никто не повторил, но все еще впереди.
За восемь лет образовалась как бы элита "Своей игры". Вначале мы играли в линейку игроков, потом в "Золотую дюжину", теперь в "Кубок вызова". В команды гроссмейстеров входят самые сильные игроки, не раз побеждавшие за все это время. Первая команда была сформирована Сашей Либером, пятикратным чемпионом "Своей игры", которая выступила не очень удачно, вторая - Анатолием Белкиным, она тоже проиграла, сейчас сражается третья, мы сформировали ее сами.
- Можно ли считать, что вы не только ведущий, но и болельщик?
- Нет, я не имею права болеть ни за кого из игроков.
- Однако заметно, что вы, скажем, всегда симпатизировали Анатолию Вассерману и Юрию Бершидскому, а кто-то из игроков, напротив, вызывает у вас нескрываемое раздражение. К одним вы доброжелательны, к другим пренебрежительны или не обращаете на них внимания...
- Поймите, я живой человек, кто-то мне нравится, кто-то не нравится. Но я не психолог, не умею посылать пассы или с помощью какого-то кодового слова вызывать у игрока неприятные эмоции. Визуально ко всем отношусь ровно, спокойно. Интонационно, что естественно, с разными людьми все разговаривают по-разному. Если человек ведет себя на игре вызывающе, я вынужден принимать меры. Не так давно это произошло с Игорем Барышевым, который был просто удален с игры. Но при этом, если вы заметили, я очень тщательно подбирал слова, хотя в тот момент мне было нелегко справиться со своими эмоциями. Благо, передача идет не в прямом эфире, так что скандал этот несколько купировали. Иногда могу рявкнуть на игрока, иногда сдают нервы, особенно если подсказывают, но все-таки я очень спокойный человек - такой же, как и в жизни, - абсолютный флегматик, чтобы меня вывести из себя, нужно очень постараться.
- Выгнав Барышева, вы сами признались, что приняли волюнтаристское решение. Вы в принципе имеете право так поступать?
- Как выяснилось, имею. В данной ситуации у меня выхода не было, потому что своими действиями этот игрок срывал съемку, оспаривая каждый вопрос. Причем он делал это, к сожалению, совершенно искренне. Кстати сказать, года четыре назад Барышев уже был в "Своей игре", и до сих пор не понимаю, как мы тогда сумели записать передачу. Он достаточно сильный игрок, но из таких людей, которые играют озарением. В тот раз он обыграл Вассермана, который был в одном шаге от приза - дорогого автомобиля. Вассермана обыграл, а в следующей игре проиграл пенсионеру.
- Почему иногда вы не засчитываете ответ, если человек просто оговорился?
- Если вопрос стоит дорого, - значит, он последней степени сложности и отвечать на него нужно предельно точно. Если простой, то иногда - особенно по отношению к женщинам-игрокам - я принимаю и не совсем точный ответ. Бывает и так, что элементарный, банальный ответ сами игроки могут легко сделать неправильным. В одной из игр, например, был вопрос о Владимире Васильеве, который тогда руководил Большим театром. Игрок ошибся в имени, назвав его, кажется, Александром, - я ответ не принял. Но если бы он сказал просто фамилию, это бы было зачтено. Зачем усложнять? Когда в ответе должно прозвучать: "Авиценна", вовсе не обязательно произносить это имя как "Абу али Ибн Сина". Но если люди хотят выпендриваться, пусть выпендриваются.
- Перед игрой с участниками проводится репетиция?
- Нет, но минут пять-десять проводится разминка, когда наш редактор Сергей Дубов предлагает игрокам ответить на вопросы из книги "Своя игра", где в десяти уже вышедших ее томах содержатся и вопросы, и ответы с комментариями. Я с игроками вообще не знаком, что, собственно говоря, и правильно. В Америке, например, перед игрой участников сутки содержат буквально под конвоем, даже отбирают мобильные телефоны. Правда, гроссмейстеров я, конечно, знаю.
- В течение четырех раундов "Своей игры" вы сами эмоционально меняетесь?
- Да, безусловно. Например, мне не нравится, когда женщины с треском проигрывают. Мне кажется, это не очень красиво, когда рядом стоят двое бравых мужиков, у каждого из которых выигрыш по тридцать тысяч, а у женщины-игрока в это время минусовой результат.
- Но женщины, вообще-то, не так часто у вас играют.
- Не скажите! В предпоследней семерке гроссмейстеров пятерых обыграли женщины - обыкновенные российские домохозяйки.
- Вам самому не хотелось встать на место игрока?
- Уже стоял, когда выбирали ведущего. А выбирали его в авральном порядке: не было кастинга, проб, съемки - смотрели живьем. И сыграл достаточно удачно. Еще играл на отборах - это когда не хватает третьего игрока, и мне пару раз пришлось им стать. Когда готовится очередная передача, я знаю ответы (знаю - это не значит, что выиграю) в среднем на 70 процентов. Если учесть, что всего вопросов 91, то, думаю, это неплохо.
- Какой, на ваш взгляд, разряд вопросов самый сложный для игроков?
- Как ни странно, но это то, о чем пишет "желтая" пресса. На вопрос, кто жена Леонида Агутина, нашим игрокам ответить гораздо сложнее, чем, скажем, на вопрос о том, кто был министром иностранных дел Франции при Луи Наполеоне. Недавно был случай, который меня очень насмешил. Был задан вопрос о транспортном средстве, которое Пугачева воспела в своей песне. Ответ: речной трамвайчик. Но игроки молчат. Спрашиваю: "Слышали песню "Речной трамвайчик?" Все трое искренне говорят: "Нет". Но ведь это слышится из каждого утюга! Нет, они не слышали, - такие вот научные, как сказали бы раньше.
- Что будет дальше, если и команда Александра Друзя проиграет?
- Возможны варианты: закрываем "Кубок вызова", а денежный приз с вертолета разбрасываем над Северным или Южным Бутово (еще не решили). Или: продолжаем "Кубок вызова", разыгрывая 24 квадратных метра денег. Или: команда не даст "Кубку" сгинуть и существенно нам поможет, все-таки выиграв главный приз. Я искренне на это надеюсь.