Эти истории на одно лицо, разнятся они лишь названиями банков и суммами украденных средств. Вот вам пример, можно сказать, символический. На днях объявили об аресте нескольких топ-менеджеров крупных банков, выдававших заведомо невозвратные кредиты. В качестве обеспечения залога под некоторые из этих ссуд использовались... бочки с водой. И это лишь одна из множества преступных схем. Причем чаще злоумышленники с деньгами успешно преодолевают границу — и ищи ветра в поле в каком-нибудь Лондоне.
Накануне майских праздников Басманный суд арестовал (увы, заочно) двух экс-владельцев Пробизнесбанка — Сергея Леонтьева и Александра Железняка — по делу о растрате 25 млрд рублей. Лицензию у Пробизнесбанка отозвали в августе 2015-го по причине «отсутствия собственного капитала», в октябре его признали банкротом. А недавно Агентство по страхованию вкладов (АСВ) сообщило, что разница между активами и обязательствами (так деликатно называются украденные средства) составила без малого 70 млрд рублей. Денег нет, банкиры тю-тю, в международном розыске...
В Лондоне отсиживается и беглый экс-владелец Внешпромбанка Георгий Беджамов. Меньше повезло его подельникам: 12 мая был оглашен приговор экс-президенту Внешпромбанка Ларисе Маркус (сестре Беджамова), получившей девять лет колонии за хищения в подконтрольном ей банке. Ее бывшая заместительница Екатерина Глушакова осуждена на четыре года. По данным Генпрокуратуры и следствия, «с мая 2009-го по декабрь 2015-го, злоупотребляя доверием большого числа клиентов банка, путем оформления по подложным документам заведомо невозвратных кредитов, списания денежных средств со счетов ряда вкладчиков без их ведома, а также путем выдачи кредитов 286 фирмам, зарегистрированным на подставных лиц, сообщники похитили более 114,2 млрд рублей». Тут же бодро сообщается, что расследование дела против других соучастников преступления продолжается.
На счетах частных лиц (среди которых экс-глава кремлевской администрации Сергей Иванов, бывший губернатор Владимир Груздев и другие уважаемые люди) во Внешпромбанке находилось более 67 млрд рублей, 45 из которых возместило АСВ (это то, что положено в рамках госстрахования — по 1,4 млн руб-лей на лицо).
Судьба еще 22 млрд туманна, поскольку эти деньги, скорее всего, украдены, а оставшееся имущество недостаток не покроет. Общий объем требований к банку превышает 200 млрд — это в основном средства юридических лиц, которым вообще мало что светит. Во Внешпромбанке держали свои счета такие солидные компании, как «Транснефть», Олимпийский комитет России и другие.
Между тем осуждение руководства Внешпромбанка — одно из немногих исключений из правила. А в целом российская банковская система стала удобным и относительно безопасным средством отъема денег у населения и юридических лиц.
На слуху история банка «Пересвет», из кассы которого накануне прихода администрации из ЦБ «пропало» 5 млрд. Санация его обойдется в 106 млрд рублей. Еще печальнее судьба 15 млрд рублей, которые пенсионные фонды зачем-то вложили в облигации этого полумертвого банка.
В феврале прошлого года отозвана лицензия у банка «Интеркоммерц». Выплаты АСВ вкладчикам составили 65 млрд. Но это лишь небольшая часть того, что банк задолжал кредиторам. Конкурсная администрация в настоящее время не в состоянии консолидировать активы даже для полноценных выплат кредиторам первой очереди. Многих активов по факту не оказалось — они были выведены и переоформлены на подставных лиц. За год требования кредиторов первой очереди были удовлетворены всего на 5%. В то же время в период после отзыва лицензии на работу временной администрации и выплаты увольняемым сотрудникам потрачено 1,5 млрд рублей.
Как установили правоохранительные и надзорные органы, из банка «Интеркоммерц» с 2010 по 2013 год было выведено за рубеж и частично обналичено 26 млрд. В последующий период банк лишился еще 19 млрд рублей. Лицензия банка была отозвана после вывода 4 млрд рублей в самом начале 2016-го. Отзыв лицензии был запоздалой мерой и не решил проблем вкладчиков. В условиях резкого повышения ключевой ставки, падения курса рубля и большого кредитного портфеля банк работал с отрицательным балансом. Акционеры банка отказались докапитализировать банк и взяли курс на окончательный вывод активов. В результате банк, который имел крупнейшую филиальную сеть и большие активы, полностью разорен и признан банкротом. Плакали денежки тех, кто доверил этому банку больше застрахованных государством 1,4 млн...
Ситуация отнюдь не уникальная. Ликвидационная администрация лопнувшего банка «Траст» предъявила требования заемщикам на 1 млрд долларов. Однако взыскать эти деньги вряд ли удастся. Несовершенство законодательства и коррупция дают фору ворам. В случае отзыва лицензии вернуть хоть что-то получается лишь в рамках уголовных дел. Расходы на санацию банка «Траст» — свыше 120 млрд рублей. На возрождение Мособлбанка потребовалось 172 млрд.
В Мособлбанке была применена остающаяся и сейчас в ходу схема ведения забалансовых счетов. Вклады клиентов не учитывались ни в официальных документах банка, ни в системе госстрахования, а нередко сразу уходили на подставные фирмы. Сумма похищенного, по самым скромным подсчетам, превышает 70 млрд. Забалансовые счета, по которым в случае краха банка вы не получите ничего, — отнюдь не уникальное изобретение Мособлбанка. После отзыва лицензий у Арксбанка, «Тетраполиса» и РУБанка, использовавших схему забалансовых вкладов, количество обманутых вкладчиков превысило 20 тысяч человек, а сумма похищенных вкладов составила 35 млрд рублей. Говорят, эти банки контролировались «тамбовской» криминальной группировкой.
Почему же с такой невероятной легкостью банки воруют доверенные им миллиарды? Председатель Федерального арбитражного третейского суда Михаил Завертяев полагает, что система универсальных банков, а по сути псевдокредитных учреждений, доставшихся нам из 90-х, нацелена не на кредитную и инвестиционную деятельность, а на вывод денежных средств и собственного капитала банка посредством различных схем. Причина очевидна: лишь небольшая часть ВВП страны крутится в легальной плоскости, а большая — в тени. В результате создана паразитическая система, которая не мобилизует кредитные ресурсы, формируя инвестиционный потенциал, а наоборот, выводит денежные средства из оборота компании.
Банк России объявил войну этой системе, но... С 2013 по 2016 год лицензий лишились более 300 банков, которые, по отчетам, обладали активами, более чем на 300 млрд рублей превосходившими обязательства. А в действительности в банках, по оценке экспертов, была недостача на 1,5 трлн. Эти деньги по большей части были похищены у вкладчиков и выведены за рубеж.
Крайне неэффективной, как полагают многие эксперты, остается и работа Агентства по страхованию вкладов по поиску и возвращению банковских активов. Общая сумма исков, предъявленных АСВ к закрытым с 2010 года банкам, превышает 500 млрд рублей. Однако удалось взыскать лишь менее 0,5% от этой суммы.
Выходит, что через банки утекают суммы, сопоставимые с теми, которые «теряются» на госзакупках.