Попытки заблокировать на территории РФ популярный мессенджер Telegram, которые Роскомнадзор безуспешно предпринимает уже без малого неделю, имеют причиной вовсе не отказ основателя компании Павла Дурова предоставлять спецслужбам ключи шифрования, которые позволили бы ФСБ читать переписку граждан. Дело в намерении Дурова создать новую цифровую валюту. Об этом заявил своим коллегам по ведомству сотрудник 12-го центра ФСБ Роман Антипкин, письмо которого попало в распоряжение обозревателей «РБК».
«Коллеги, да история вообще не про это, как вы не понимаете! История не про ключи и терроризм, - приводит издание текст письма. – Паша Дуров решил стать новым Мавроди. Запустив свою крипту, мы в России получим полностью неконтролируемую финансовую систему. И это не биткоин для маргиналов, это будет просто, надежно и бесконтрольно. Это угроза безопасности страны», - заявляет Антипкин.
После появления дуровской валюты, по выражению сотрудника спецслужбы, «вся наркота, обнал, торговля органами пойдет через Пашину крипту». «А он будет говорить: «Я ни при чем, запретите слова, их используют террористы», — добавил Антипкин.
На суде говорилось другое
Обозреватели не преминули отметить, что намерение команды Telegram запустить собственную криптовалюту совершенно не фигурировало в обсуждениях и материалах процесса Таганского суда Москвы, который и вынес в минувшую пятницу, 13 апреля, решение о блокировке мессенджера. В иске Роскомнадзора значилась как раз претензия к отказу руководства «Телеграма» выполнять требование о передаче ключей для дешифровки переписки пользователей.
То, что цензурное ведомство рано или поздно будет добиваться запрета «Телеграма» на территории РФ, стало известно около года назад. Несколько месяцев назад сервис уже оштрафовали на 800 тысяч рублей за отказ исполнять требования законодательства в плане предоставления ФСБ ключей шифрования.
Что касается заседания Таганского суда, то оно, как рассказали присутствовавшие на процессе журналисты, продлилось меньше часа. При этом представитель Роскомнадзора заявил суду, что «распространяемая через Telegram информация может нарушать закон, использоваться террористическими и экстремистскими организациями, представлять угрозу безопасности РФ, жизни и здоровью граждан, самим пользователям этой сети».
Подлинность письма Антипкина обозревателям «РБК» подтвердили один из федеральных чиновников, топ-менеджер одного из операторов связи и источник в одной из околоправительственных организаций. Попытались журналисты взять комментарий и у самого представителя 12-го центра; для этого они воспользовались мобильным номером, указанным в письме. По данным издания, на первый же вопрос о своей роли в истории с блокировкой мессенджера Антипкин заявил: «Все врут, девушка, я никаких комментариев не даю и не понимаю, о чем вы говорите».
Самая открытая, самая быстрая
Между тем СМИ действительно сообщали ранее о желании Павла Дурова запустить собственную блокчейн-платформу с криптовалютой Gram. Платформа будет называться TON – сокращенное от Telegram Open Network («Открытая сеть «Телеграм»).
Детали проекта были подробно описаны в 132-страничном документе за подписью Николая Дурова – родного брата Павла, который является техническим директором Telegram.
В перспективе, если верить документу, система TON должна начать внедряться и в других социальных сетях и сервисах. Одним из главных преимуществ блокчейна братьев Дуровых должна стать быстрота: он сможет обрабатывать миллионы транзакций в секунду, тогда как имеющиеся сейчас криптовалютные системы, в том числе и самая популярная – Bitcoin, могут похвастаться всего 9–12 транзакциями в секунду. Несколько выше производительность платежных систем Visa и MasterCard: в них за секунду обрабатывается несколько тысяч транзакций.
При этом, как отметили эксперты, в частности – исполнительный директор Общества защиты интернета Михаил Климарев, TON задумывается прежде всего как платежное средство. «Предполагается, что обработка транзакций будет быстрой, а использование криптовалюты не потребует особых знаний», - отметил он. Следовательно, пользователей у такой системы может оказаться намного больше, чем у нынешнего биткоина, - добавил Климарев.
Между тем, как отмечают обозреватели, руководство Telegram уже отчасти позаботилось о том, чтобы их криптовалюта не использовалась для противозаконных целей. В начале года владельцами компании было проведено два закрытых раунда ICO – первичного размещения монет криптовалюты, они же – токены. В результате от инвесторов были суммарно собраны 1,7 миллиарда долларов. При этом договоры Telegram Group Inc. с потенциальными инвесторами содержали отдельное указание о том, что приобретатели токенов не вправе использовать их для отмывания денежных средств, финансирования терроризма и нарушения санкционного режима.
«Любое незаконное использование криптовалюты Gram недобросовестными участниками может нарушить принятые в Великобритании, США и других странах нормативные акты, направленные на борьбу с финансированием терроризма и отмыванием денег, - говорится в документах Telegram Group. Это может серьезно повлиять на глобальную репутацию TON Blockchain».