Главная Культура 08:45 20 Апреля 2015 3063
Владимир Васильев попросил о мире

Казань помогла Москве справить 75-летие легендарного танцовщика и хореографа

Сергей Бирюков

В подоплеке юбилейного вечера Владимира Васильева в Большом театре, состоявшегося 18 апреля, – немалая драма, но без таковой сколько-нибудь значительные произведения искусства, пожалуй, и не рождаются. А в том, что показанный нам спектакль Васильева Dona nobis pacem («Даруй нам мир») на музыку Си минорной мессы Баха – произведение, обреченное на успех, нет сомнений.

Как признался после спектакля сам Васильев, идея постановки на музыку Мессы родилась у него еще 35 лет назад, но найти тогда театр, который бы решился поднять такую глыбу, не удалось. И не удавалось до самого последнего времени. Хотя вроде бы отпал аргумент о религиозной природе музыки, который тормозил советских театральных начальников. Но выдвинулись другие – огромный масштаб работы, ее дороговизна. Да и смущала дерзость замысла: поставить себя рядом с одним из самых всемирных композиторов, да еще взяв грандиознейшее его сочинение – смелость, переходящая в огромный риск.

Смельчаки нашлись в Казани: за постановку взялся Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Решение для казанцев, на мой взгляд, глубоко не случайное: здесь издавна тяготели к эксперименту и космичности размаха. Вспомним хоть опыты знаменитой студии светомузыки «Прометей», названной так по имени симфонической поэмы Скрябина, которой здесь дали новую жизнь на стыке искусств звука и света.

Красота постановки Владимира Васильева обрекает ее на успех

Мировая премьера Dona nobis pacem состоялась в Казани всего лишь в минувший вторник. И вот уже в субботу спектакль привезли и показали в Большом театре.

Масштаб действительно космический. На гигантской сцене, в отдалении – хор в золотистых одеждах как бы из громадных листов старинной нотной бумаги и оркестр в синих хитонах. Сверху – придуманный сценографом Виктором Герасименко эллипс-экран с постоянно бурлящими орнаментами из музыкальных и цифровых символов (компьютерный дизайн Данилы Герасименко по рисункам художницы Светланы Богатырь) – очевидно, напоминание о Пифагоровой идее гармонии и соразмерности мира. Из эллипса спускается шар, переливающийся туманными бликами – наверное, так выглядела Земля под первобытным океаном.

Под звуки баховской музыки на авансцене появляются балетные танцовщики. Сперва пара детишек, трогательно угловатых. Потом уже взрослая пара (Кристина Андреева – Михаил Тимаев), движениями и костюмами так напоминающая давние дуэты Владимира Васильева и его неразлучной спутницы Екатерины Максимовой. Потом и другие пары, то послушно «размножающие» движения главных героев, то составляющие им фон-контрапункт.

Придирчивые критики, возможно, скажут, что балетные линии слишком симметричны и схематичны, что мизансцены с солистами-вокалистами, воздевающими руки на манер иконописногоj Господа или Богоматери, чересчур очевидны и назидательны. Возможно, так и есть – но, мне кажется, никто не сможет отрицать красоты и торжественности зрелища. Которое в главном не противоречит музыке и никак не мешает ее восприятию.

Иногда мизансцены были иконописны до назидательности

Для любого музыкального коллектива Си минорная месса – экзамен, серьезнее которого трудно себе представить. Передать вселенский характер баховской полифонии, в то же время не перегрузив ее и не превратив (как делали дирижеры еще три-четыре десятилетия назад) в филиал вагнеровских тысячезвучных мистерий – крайне сложная задача. Хор и оркестр под управлением приглашенного из Голландии специалиста по барочной музыке Винсента де Корта оказались на высоте. Не ударившись в другую крайность – излюбленную исполнителями-«аутентистами» плоскую сухость звука (кто знает, каково аутентичное звучание Баха? Ведь тогда не было звукозаписи), они смогли соединить многокрасочность звуковой палитры с ее прозрачностью – как на старинных фресках, написанных не маслом, а темперой. Больше претензий к солистам, в частности к сопрано Эмилии Ивановой (Болгария), поначалу словно забывшей перестроиться с оперного вокала на литургический. Но постепенно и она, и меццо-сопрано Агунда Кулаева (Большой театр), и тенор Алексей Татаринцев, и бас Максим Кузьмин-Караваев (московская Новая опера) достигли баховской полетной просветленности звука. А некоторые оркестровые соло (например, Владислава Захарова на флейте) были так красивы, что не хотелось, чтобы они кончались.

Жаль только – не меньше четверти музыки Мессы в спектакль не попало. В том числе такие ее изумительные кульминации, как Et in terra pax («На земли мир»), Credo («Верую»), Et expecto («Чаю воскресение мертвых») и даже грандиозный Sanctus («Свят»). Некоторые номера вовсе оборваны на полуслове, как, например, дивная сопрановая ария Laudamus Te («Хвалим Тя»). Отчего так – трудно понять, нет сомнения, что у Владимира Викторовича хватило бы фантазии представить сценически Мессу во всей полноте.

Напоследок вернусь к тому, с чего начал: с давности замысла и долгого пути к его осуществлению. Представьте себе, что где-нибудь в 1980-м году Васильеву дали реализовать его идею. Нет сомнений, что тогда он не только ставил бы спектакль, но и сам танцевал в нем. И рядом с ним не могло быть никакой иной партнерши, кроме Екатерины Максимовой. Какой силы и обаяния это был бы дуэт! К сожалению, мечта Владимира Викторовича сбылась, когда он сам уже давно не танцует, а обожаемой им и зрителями Екатерины Сергеевны нет на свете. И если честно, постановку я воспринял не только, а может быть, даже не столько как юбилейное событие самого Васильева, сколько как его дань любви и памяти к человеку, который до сих пор, и после своего ухода, остается для него главным – главной! – в жизни.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5442
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5065
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...