Специалисты по изъятию денег из наших карманов становятся все изобретательнее. Они прекрасно научились играть на человеческих чувствах, используют все виды современной техники и умудряются зарабатывать, даже находясь в местах лишения свободы. Чего сегодня стоит бояться, по каким схемам работают мошенники и можно ли отличить их от порядочных людей? А также кто они с точки зрения клинической медицины, выяснял «Труд».
В начале апреля моя знакомая тяжело заболела. Чтобы не пить антибиотики и поскорее выздороветь, она поехала за интерфероном в Институт Гамалеи. Заполнила там бланк покупателя, препарат ей продали, но пользоваться им без крайней нужды не рекомендовали. А уже вечером ей позвонил незнакомый человек, сказал, что он сотрудник этого института и что случайно слышал разговор моей знакомой с провизором.
Незнакомец предложил приобрести некую новейшую разработку института — еще не поступившее в продажу лекарство, которое и иммунитет усиливает, и никакого вреда не наносит: 10 ампул за 10 тысяч рублей. Знакомая согласилась — здоровье дороже. Встретилась с мужчиной в метро, приобрела ампулы,
«Вашей знакомой повезло, что препарат оказался безвреден, — рассказывает старший уполномоченный ГУР МВД России, наш эксперт по мошенничествам Максим Кучеров. — Бывает, что мошенники добавляют в фальшивое лекарство наркотики. Зачем? Наверное, чтобы жертва, принимая препарат, сильнее почувствовала отдачу от вложенных денег».
Как рассказал Кучеров, в феврале этого года сотрудники уголовного розыска задержали в Москве человека, втиравшегося к людям в доверие и продававшего им «трансдермальную систему воздействия на организм человека» по 17 200 рублей за пачку. Как установило следствие, в пачках оказался обычный лейкопластырь китайского производства, который вынимали из коробочек и раскладывали в оригинальную, креативную упаковку. И подобных мошеннических команд работает по стране множество — сотни, если не тысячи.
Предупрежден — значит защищен
Аферисты на доверии были, есть и будут всегда. Даже в законопослушной Германии, по статистике Германского союза страховщиков, от 5 до 10% (а по другим данным, до 15%) страховых выплат получают мошенники. Это несмотря на единые базы данных, на существование специальных служб по борьбе с аферистами. Что уж говорить про нас?
«Если взять мошенничества, совершаемые в России, — попытался по моей просьбе обобщить вопрос начальник
К счастью, большинство профессиональных обманщиков работают на свою узкую и специализированную аудиторию. Например, „окучивают“ собирателей антиквариата, покупателей икон, медалей, любителей скачек и прочих тотализаторов. А также занимаются подставами на дорогах, перепродажей квартир и так далее.
Что же до самых распространенных типов мошенничества, направленных на широкую аудиторию, то в настоящее время их два: медицинское и телефонное мошенничество».
Хочешь чуда — бери его
«Согласно нашим данным, — рассказывает Максим Кучеров, — можно выделить пять основных видов медицинского мошенничества.
Назовем их. Это продажа БАД либо под видом лекарств, либо под видом различных чудодейственных препаратов против всех болезней и старости. Продажа
Завладение деньгами жертвы посредством имитации оказания врачебных услуг на дому.
Продажа путевок на лечение в элитных поликлиниках, госпиталях, больницах, санаториях с требованием предварительной оплаты, значительно превышающей реальные расценки на подобные услуги.
Завладение вашими деньгами под видом компенсации за ранее приобретенные БАД, лекарства и медицинские услуги».
При совершении этих преступлений используются электронные базы данных. Они либо приобретаются мошенниками на радиорынках, либо попросту воруются из поликлиник и больниц. В отдельных случаях ваши имя и телефон преступник может попросту подсмотреть через плечо, когда вы заполняете формуляр, как это было с моей знакомой.
Но совершенная удача для мошенников — если в их организацию вливается человек, работающий (или работавший) в крупной официальной компании, распространяющей БАД. В последнем случае мошенники звонят людям, ранее приобретавшим БАД в официальной компании, и: обещают им компенсацию.
«Они представляются служащими Министерства здравоохранения и социального развития, иногда — правоохранительных органов, — рассказывает Максим Кучеров. — Спрашивают, помогли ли покупателю лекарства, которые он заказывал, а услышав в ответ, что не помогли либо вообще стало хуже, сообщают:
Удивительно, что довольно многие, несмотря на полное отсутствие формальной логики, переводят деньги. И никакой компенсации, понятно, не получают.
«Злоумышленники действуют продуманно, — продолжает Кучеров. — Они говорят о проведении различных социальных и благотворительных программ, гуманитарных акций органов местного здравоохранения, представляются сотрудниками известных медицинских учреждений — например, госпиталя ветеранов Великой Отечественной войны. Естественно, реализуемые препараты, как правило, к лекарствам не относятся, продаваемые приборы никакого положительного влияния на здоровье не оказывают, а путевки в больницы и санатории, проданные за 30, 70 или 100 тысяч рублей, оказываются просто никчемными бумажками».
Профессор из Германии
В марте 2011 года сотрудники МВД пресекли деятельность мошенников, осуществлявших продажу так называемых препаратов из «НИИ антибиотиков». Дело было поставлено на широкую ногу: преступники арендовали помещения для офиса в одном из НИИ в центре Москвы, работали порядка 80 человек с Украины, из Таджикистана и Узбекистана.
В ходе обысков у них изъяли специально разработанные инструкции по поэтапному ведению переговоров с клиентами.
На первом этапе звонивший должен был обязательно спросить
Второй этап наступал, если потенциальная жертва жаловалась на неэффективность прописанных участковым врачом лекарственных препаратов. Тогда звонивший интересовался результатами анализов и наличием сопутствующих заболеваний, одновременно называя их симптомы. Таким образом, у жертвы создавалось впечатление, что она разговаривает с человеком, разбирающимся в медицине.
На третьем этапе оператор сообщал, что в Россию приехал «профессор из Германии» — автор современного безоперационного метода лечения данного недуга. А через некоторое время жертве звонил уже сам «профессор», говорил, что видел анализы, переживает за состояние больного и готов предложить в зависимости от ситуации либо госпитализацию, либо лекарство…
За 2009–2010 годы по фактам подобных мошенничеств возбуждено 93 уголовных дела, ущерб по которым составил 3 млн 876 тысяч 734 рубля. При этом в МВД понимают: раскрываемость в данной сфере очень мала, возможно, на уровне 1%. Обманутые граждане не всегда обращаются в полицию, а мошенники постоянно меняют места дислокации своих офисов и номера телефонов.
Возьмите на заметку: в настоящий момент в МВД чаще других поступают жалобы на продажу псевдоБАД с названиями «Ламирин», «Церебрелидид», «Бинокулир», «Стереостатин», «Тонокар», «Нутрисорбосан», «Санабин», «Витосептин», «Эластидин», «Кардиотон», «Перефирил», «Коррида», «Метабил», «Одеон», «Три богатыря».
Ваш сын сбил двух человек
Второй вид популярного мошенничества существует уже давно. В МВД его называют телефонным, а жертвами становятся не только обычные люди, но и
На моих глазах в 2006 году хозяйке крупного медиахолдинга позвонил человек, который представился сотрудником ГИБДД. Он сказал ей всего три предложения: «Ваш сын сбил насмерть двух человек. Ровно через час мы дадим ход делу, и он сядет. Если успеете привезти 30 тысяч долларов, отпустим вашего сына и напишем, что преступник скрылся с места ДТП».
Бизнесвумен буквально позеленела, бросилась в банк, сняла деньги и отвезла их в условленное место. А еще через полчаса ей позвонил сын, который и знать не знал ни о какой аварии: По иронии судьбы принадлежавший женщине медиахолдинг специализировался именно на криминальных расследованиях.
«Мы разделяем телефонные мошенничества на совершенные на свободе и на совершенные из мест заключения, — продолжает Максим Кучеров. — В первом случае, как правило, действует банда с распределением ролей. Во втором работает группа заключенных. Аферисты могут звонить наобум, но чаще используют телефонные базы. Общение же начинается, когда мошенник слышит в трубке подходящий голос: пенсионера, женщины или мужчины с мягким характером».
Театр на проводе
Первый тип мошенничества часто представляет собой целую театральную постановку. На проводе оказываются сразу несколько аферистов: первый выступает в роли вашего родственника, попавшего в беду, второй — в роли сотрудника правоохранительных органов, третий — в роли представителя потерпевшего. В отдельных случаях все три роли может совмещать один особо талантливый прохвост, который просто меняет голос во время разговора.
Итак, «родственник» звонит вам и сообщает, что у него выбиты зубы (прикушен язык, имеются болевые травмы...), поэтому голос такой неузнаваемый. Он коротко сообщает вам о случившейся конфликтной ситуации — как правило, автомобильной аварии — и передает трубку телефона «следователю». Тот предлагает разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию путем возмещения ущерба, а для подтверждения своих слов дает трубку телефона «представителю потерпевшего». Последний подтверждает свою готовность отказаться от подачи заявления о возбуждении уголовного дела за определенную мзду.
«Потенциальную жертву мошенники постоянно держат на телефонной связи, — объясняет Максим Кучеров, — не давая возможности проверить достоверность информации. В процессе разговора они могут выяснить адрес проживания, количество имеющихся денежных средств. При этом у жертв
Весточка с зоны
Таких мошенников очень трудно поймать — они аккуратны и никогда не звонят дважды с одной
«Выявленные в указанных учреждениях преступные группы, — рассказали нам в МВД, — имели следующую однотипную структуру: „контролер“ — это осужденный, занимающийся сбором информации на граждан и ведением „бухгалтерского“ учета; „разводящие“ — осужденные, осуществляющие звонки на телефоны граждан и вымогающие денежные средства от имени родственников или сотрудников правоохранительных органов; „координатор“ — осужденный, занимающийся поиском посредников на воле и координацией при получении и дальнейшем движении денежных средств».
В качестве вольных или невольных посредников заключенные часто используют своих родственников или женщин, с которыми знакомятся через сайты знакомств.
Внимание!
Чтобы не попасться мошенникам, в МВД советуют прежде всего быть бдительными.
«Если вам на домашний номер звонят люди, которым вы его точно не оставляли, — говорит замначальника
Любое требование о предоплате говорит о том, что перед вами мошенники. Если вас по телефону просят срочно заплатить деньги за услугу, мотивируя это, например, тем, что акция заканчивается, — это мошенники. Если вы сначала засомневались, потом отказались, а звонки продолжаются, это мошенники. Если вам говорят, что ваш родственник попал в беду, попросите перезвонить через минуту и сами наберите его номер.
Мюнхгаузен в реальной жизни опасен
Многочисленные просьбы «Труда» прокомментировать ситуацию и рассказать, кто такие мошенники, направленные в Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского, успехом не увенчались. Поэтому пришлось искать ответы самостоятельно. Ответы, причем исчерпывающие, нашлись в трудах знаменитого русского психиатра Петра Ганнушкина.
«Если потребность привлекать к себе внимание и ослеплять других людей блеском своей личности соединяется с чрезмерно богатой и незрелой фантазией, а также с ярко выраженными моральными дефектами, то возникает картина той психопатии, представителей которой обозначают как „лгунов и плутов“.
В мировой психиатрии этих людей также называют: „патологическими лгунами“, „конфабулянтами“, „мифоманами“ или страдающими „синдромом Мюнхгаузена“. В детстве такие люди лгут бескорыстно, только чтобы понравиться окружающим. Но окружающие начинают сторониться их, и они в отместку учатся извлекать выгоду из своих странных способностей».
Далее Ганнушкин пишет: «…это люди, которым нельзя отказать в способностях. Они сообразительны, находчивы, быстро усваивают все новое, владеют даром речи и умеют использовать для своих целей всякое знание и всякую способность, какими только обладают. Быстро завязывая знакомства, они хорошо приспособляются к людям и легко приобретают их доверие. Они умеют держаться с достоинством, ловки, часто изящны, очень заботятся о своей внешности и о впечатлении, ими производимом на окружающих: нередко щегольской костюм — единственная собственность подобного психопата».
«Лгут они художественно, мастерски, сами увлекаясь своей ложью и почти забывая, что это ложь. Часто они лгут совершенно бессмысленно, без всякого повода, только бы
Добавим, что ученые из Калифорнийского университета в
Итог: бойтесь таких людей, они не просто мошенники — это Мюнхгаузены, перешедшие на темную сторону. На их поле нам с ними не совладать.