Премьер-министр Дмитрий Медведев создал Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов. На поддержку вузов выделят 9 млрд рублей. Но что еще кроме денег необходимо для поднятия авторитета высшей школы?
Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования
— Весь вопрос: на что пойдут деньги, выделенные государством? В майском указе президент поручил правительству повысить материальный уровень образования и усовершенствовать ЕГЭ. Принят новый закон «Об образовании». То есть база есть. Тем важнее частности, но про них ничего не сказано. А создавать новый орган по повышению конкурентоспособности институтов излишне, ведь уже имеется Совет по профессиональной оценке образования.
На будущее чиновникам рекомендую ознакомиться с ленинским планом ГОЭЛРО и законом США «О соревнующейся Америке». Там убедительно показана связь науки, правительства и образования.
Андрей Демидов, сопредседатель профсоюза «Учитель»
— Надо обеспечить преподавателям достойные условия труда. Министр Ливанов советует им «не бегать по трем вузам». Но учитель вынужден подрабатывать не от хорошей жизни. Пора создать справедливую шкалу распределения доходов в образовании. На конференции в МХТИ звучало предложение: минимальная и максимальная зарплата не должны отличаться более чем в 10 раз. Отрадно и то, что теперь ректоры обязаны декларировать свои доходы. Но я опасаюсь, что 9 млрд уйдут на формальные заседания и «исследования».
Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ
— На международном уровне акцент делается на точных и естественных областях знаний, гуманитарные отступают на второй план. России предстоит сделать колоссальный шаг в сторону интеграции институтов с научными центрами, переоснащение, создание библиотечной базы... Надо встраивать отечественные публикации в мировую систему научных журналов, участвовать в крупных проектах и исследованиях. Так, недавно МИФИ оказался на
Алексей Казак, председатель Российского профсоюза студентов
— Пора прекратить воровать гранты на развитие науки. Государство размещает информацию о грантах, но забывает разместить заявку и распределяет средства внутри себя. Такие схемы мешают талантливым людям уйти в науку.