Владимир Ресин — человек-эпоха. Более полувека трудится в строительной сфере. Работал и при советской власти, и в нынешнюю эпоху, 20 с лишним лет вел огромный корабль московского стройкомплекса. Сегодня Ресин — депутат Госдумы, дважды советник — мэра Москвы и Патриарха Московского и всея Руси. Занимается развитием строительной отрасли — теперь на уровне законодательства, курирует программу строительства новых храмов в столице. Владимиру Иосифовичу 21 февраля исполняется 79 лет. Накануне корреспондент «Труда» пришел не только поздравить легендарного строителя, но и спросить о наболевшем: как строительная сфера переживает кризис?
- Кризис кризису рознь. Так, в постперестроечное время главной задачей было сохранить сам стройкомплекс. Тогда он стремительно терял кадры, рушились десятилетиями сложившиеся коллективы. Сложно было контролировать стихийную приватизацию, не дать распродать по частям строительные гиганты. А еще надо было обеспечить строителей заказами, найти новые экономические механизмы, создать комфортный инвестиционный климат. Тогда, в начале 90-х, благодаря усилиям мэра Юрия Лужкова и всего правительства Москвы были найдены и внедрены новые схемы отношений города и инвестора, позволяющие и строить, и пополнять казну... Могу сказать, что в любой кризис главное — не опускать руки, а работать.
— А сегодня на первый план вышла проблема импортозамещения. Насколько она остро стоит перед строителями?
— Когда в конце 80-х открылись границы и в Россию хлынули зарубежные строительные материалы и технологии, это было как открытие Америки. Строительная техника и технологии, отделочные материалы — на любой вкус, прекрасного качества. С тех пор прошло более 20 лет. Кто-то до сих пор много возит из-за границы, а кто-то вложился в модернизацию, в отечественную промышленность, в собственные разработки. В России есть крепкие строительные компании, которые по максимуму ориентированы на отечественное производство: с собственными заводами, домостроительными комбинатами, учебными центрами. Считаю, кризис успешно преодолеют те, кто не расслаблялся в сытые годы, а вкладывал в модернизацию и собственную промышленность силы и деньги.
— Вы работали и при плановой экономике, и при рыночной. Как относитесь к разговорам о возвращении к системе госпланирования?
— Полностью вернуть ту систему, что была в СССР, конечно же, невозможно и не нужно. А вот планирование как элемент госрегулирования, считаю, необходимо. И в правительственном плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году эта тенденция отражена. Особенно важным считаю поддержку ипотеки. Популярность ее постоянно росла, это двигатель строительной отрасли. Очень важно сохранить доверие людей к этому механизму, важно, чтобы он продолжал действовать. Иначе темпы строительства резко упадут, а этого допускать нельзя. Ведь строительная отрасль — локомотив всей экономики: один строитель создает еще восемь рабочих мест в смежных отраслях.
Надо совершенствовать механизм государственно-частного партнерства, поскольку именно он обеспечивает баланс интересов государства, бизнеса и общества. А ключевой задачей здесь является формирование базовой инфраструктуры, предполагающее инвестиции в инженерно-коммунальную, транспортную и социальную инфраструктуру. Москва объявила о своих амбициозных планах на территории Новой Москвы. По словам мэра столицы Сергея Семеновича Собянина, объем ежегодных вложений в присоединенные территории уже сейчас составляет около 300 млрд рублей в год, в ближайшее время он должен вырасти до 400-500 млрд, из которых, по планам, 2/3 частные, а остальные — средства естественных монополий. Это инвестиции в основные фонды, в рабочие места, в инфраструктурные проекты. Москва не собирается отступать от принятых решений. Поэтому ставка сегодня делается прежде всего на те мероприятия, которые должны обеспечить экономическую устойчивость крупных системных строительных холдингов, предприятий малого и среднего бизнеса.
— Как вы думаете, в какие времена строителям работалось легче?
— Легко тому, кто ничего не делает, а остальным приходится всегда преодолевать трудности и неурядицы. Каждое время диктует свои требования, создает свои условия и имеет свои трудности. Я вам отвечу цитатой из Владимира Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» — для каждого строителя лучший объект тот, который еще не построен.
— Вы на общественных началах курируете программу строительства новых храмов Москвы. Как сейчас здесь обстоят дела? Не получится ли так, что строящиеся сейчас храмы превратятся в долгострои?
— За свою строительную жизнь я видел много долгостроев, но вот долгостроя-храма — никогда. Если храм начал строиться, то пусть потихоньку, но он обязательно будет достроен. Знаю храмы, которые строились по 10 лет, но все это время храм не был пустующей площадкой. Все годы, что идет стройка, община живет своей жизнью, на объекте работают люди. Прихожане нередко помогают строителям. Намолить место стараются верующие, тем более если это место новое, в Москве, где храмов не хватает. Бывает так, что верхний храм еще строится, а в нижнем уже идут службы. Потому нет никаких сомнений, что все 28 объектов, которые на сегодняшний день строятся, будут завершены. И начнутся новые стройки.
P. S. «Труд» присоединяется к поздравлениям в адрес Строителя с большой буквы. Здоровья и новых строек вам, Владимир Иосифович! С днем рождения!