Главная Культура 00:06 19 Декабря 2014 12103
Анастасия Вертинская: Как Ассоль стала ведьмой

Ее называли красивейшей актрисой советского кино, прекрасной инопланетянкой, русской Вивьен Ли

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Об одной из главных ролей в судьбе Анастасии Вертинской рассказывает режиссер Юрий КАРА. Ее называли красивейшей актрисой советского кино, прекрасной инопланетянкой, непревзойденным символом романтической женственности, русской Вивьен Ли. Все эти восторженные эпитеты Анастасия Вертинская вполне заслужила, пройдя путь от юной дебютантки, снявшейся школьницей в «Алых парусах», до одной из ярчайших звезд нашего театра и кино. Сегодня на ее счету порядка 30 работ в кино, сложнейшие роли в спектаклях по пьесам Чехова, Шекспира, Мольера, Толстого, Теннеси Уильямса на сцене «Современника» и МХАТа. В последние годы актриса практически перестала сниматься, мотивируя это однообразными предложениями. Одной из последних и самых знаковых для нее ролей стала работа в фильме «Мастер и Маргарита» Юрия КАРЫ. В канун юбилея Анастасии Вертинской мы попросили режиссера рассказать о работе с этой замечательной актрисой.

Анастасия Вертинская — настоящая звезда нашего, да и мирового кино, — говорит Юрий Викторович. — Для меня она с юности запомнилась романтичными фильмами «Алые паруса» и «Человек-амфибия», которые, уверен, без ее красоты, трепетности, грации просто не состоялись бы. Вертинская как мало кто в нашем кино умеет играть любовь, страсть, поэтому, приступая к работе над экранизацией знаменитого романа Булгакова, я, конечно, не мог не пригласить ее, как сейчас принято говорить, на кастинг.

К слову, актрис, желающих сыграть Маргариту, было немало. Некоторых мы приглашали на кинопробы, другие приезжали сами, изъявляя желание сыграть, по их словам, любимую литературную героиню. Елена Майорова, Ирина Алферова, Анна Самохина, Вера Сотникова, Ольга Кабо — вот только часть актрис, которые пробовались на эту знаковую роль. В итоге я остановил свой выбор на Вертинской, которая, кстати, долго сомневалась, браться ли ей за эту работу.

Может, я поступаю не совсем галантно, за что сразу приношу актрисе извинение, но Вертинской в ту пору было 48 лет. И она всерьез подумывала о том, чтобы совсем уйти из кино и заняться преподавательской деятельностью. Я как мог убеждал актрису, что с ее талантом, красотой, присущим ей внутренним аристократизмом она обязательно должна сыграть булгаковскую Маргариту. И она в итоге решилась.

Наша работа протекала непросто, но с несомненной пользой для фильма. Настя была требовательна и по отношению к себе самой, и по отношению к группе. Язычок у нее острый. Она запросто могла сказать гримерше: «Это не мейкап, это какой-то мейкдаун...» Но и к себе, пов-торю, она была безжалостной. Готовилась к каждой съемке за два-три дня. Садилась на жестокую диету, пила только воду с лимоном, приводила тело и душу в порядок. Зато появлялась на площадке во всеоружии своей неотразимой красоты, назубок знала текст, была готова к любым творческим заданиям и экспериментам. Она принесла в группу фотографии своей мамы, которая в молодости была отчаянной модницей. И мы по этим фотографиям из тканей, привезенных Настей из зарубежных командировок, шили для ее Маргариты потрясающие костюмы.

Отдельная песня — о том, как дались нам сцены полета обнаженной Маргариты по ночной Москве. Тогда чудес компьютерной графики еще не было в природе, и мы снимали старым дедовским способом. У Булгакова в тексте есть указание, что Маргарита летела на уровне 2-3-го этажей.

Воплощая авторский замысел, мы нашли высокую пожарную машину. На кабине стоял оператор, которого держали за ноги четверо каскадеров, а ближе к краю машины расположилась закутанная в тонкую оконную занавеску и с метлой наперевес Настя, которую тоже держала группа каскадеров. И вот со скоростью 120 километров в час машина со страшным грохотом и под музыку из «Полета Валькирий» летала всю ночь по Арбату туда-сюда. Если бы вдруг какой-то случайный прохожий выскочил из переулка и шоферу пришлось бы резко затормозить, то Настя вместе с каскадерами запросто могла бы улететь в район Смоленской площади и на этом завершить съемку. Но, к счастью, все обошлось. Меня часто хвалят за эти сцены, но я до сих пор вспоминаю их съемку с неподдельным ужасом. А Вертинская тогда и бровью не повела...

Зато на озвучании у нас возникли непредвиденные сложности. Анастасия наотрез отказалась озвучивать ряд «рискованных» сцен на балу, мотивируя это тем, что ей, дескать, запретил это делать сын Степан. Мы ругались всю рабочую смену, мои ссылки на текст Булгакова, на то, что она эти сцены уже сыграла, и сыграла прекрасно, что сын будет гордиться красотой и смелостью своей матери, не возымели никакого эффекта. К озвучанию за 8 часов перепалок мы так и не приступили. Чтобы спасти ситуацию, мне пришлось пойти на маленькую хитрость и вставить эти сцены в фильм с черновой фонограммой.

Судьба у этого фильма, как вы знаете, тоже непростая. Уже готовый фильм продюсеры в силу разных причин спрятали в сейф, и премьера «Мастера и Маргариты» состоялась только через много лет, можно сказать, в другой эпохе: После нашего фильма больших, серьезных ролей у Вертинской практически не было. Это объясняется тем, что она очень требовательно относится к выбору материала для работы. Эта избирательность порой ей даже вредит. Ее фильмография могла быть куда обширнее. Но когда она соглашается на работу, то картины с ее участием практически всегда становятся событием. Как это было с фильмами «Влюбленные», «Война и мир», «Гамлет», «Анна Каренина», «Не горюй», «Тень», «Овод», «Безымянная звезда»: Мне приятно, что в этом прекрасном ряду свое место занимает и картина «Мастер и Маргарита», в которой Вертинская сыграла роль самоотверженной женщины, готовой ради любви принести себя в жертву, стать ведьмой. Анастасия Александровна не раз признавалась в своих интервью, что любит наш фильм и гордится своей ролью. Значит, все наши приключения, испытания, ссоры, примирения и озарения были не зря!

Штрихи

Анастасия родилась в 1944-м в Москве, в гостинице «Метрополь», где семья Александра Вертинского, вернувшегося в СССР из длительной эмиграции, прожила три года.

По словам Анастасии, ее отец приходил в восторг, когда они с сестрой Марианной получали пятерки по пению: его это вполне удовлетворяло. Когда же она, увлеченная чтением и музыкой, запускала учебу и приносила плохие отметки, он лишь с гордостью замечал: «В меня пошла!»

 

В детстве Анастасия хотела стать балериной, но ее не взяли в балетную труппу, признав «слишком крупной девочкой». Затем она решила посвятить свою жизнь иностранным языкам. Но все изменилось в 1961 году, когда ее утвердили на роль Ассоль в фильме «Алые паруса».

Ради главной роли в фильме «Человек-амфибия» актриса научилась прекрасно плавать. Отказавшись от дублеров, она ныряла в холодную воду без акваланга и могла подолгу находиться на глубине.

На вступительных экзаменах в Театральный институт имени Бориса Щукина Анастасия провалилась: педагог согласилась разрешить переэкзаменовку «только из уважения» к ее ролям в кино.

В 1989 году Вертинской предложили преподавать актерское мастерство в Оксфордском университете. Она согласилась и 12 лет проработала за рубежом. После Оксфорда Вертинская долгое время вместе с Александром Калягиным вела мастер-класс в «Комеди Франсез» и «Чеховской школе», а также преподавала в швейцарской «Школе европейского кино».

В 1989 году Вертинская написала пьесу «Мираж, или Дорога русского Пьеро» по мемуарам отца, поставила ее и сама же сыграла роль Александра Вертинского в спектакле, приуроченном к 100-летию со дня рождения великого шансонье.

Актриса была замужем один раз — за Никитой Михалковым. Свою личную жизнь она всегда скрывала. Известно только, что у нее был непродолжительный союз с Александром Градским и многолетний роман с Олегом Ефремовым, для которого она стала музой.

Сейчас основное увлечение Вертинской — кулинария. Во многом эта страсть передалась ей от бабушки-сибирячки, которая потрясающе владела сибирской кухней. В последние годы Вертинская курирует поваров в ресторанах Степана Михалкова. Сын предложил ей «разработать именное меню», позволив таким образом реализоваться на новом поприще.

 

Культура 00:05 / 20 Декабря 2024 27995
Как закопать сокровище

«Сосули» на Охте грозят вычеркнуть Санкт-Петербург из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге вбивают сваи в археологические сокровища. Так подрядчики «Газпрома» уничтожают исторические памятники, где археологи нашли остатки шведских и новгородских крепостей, а также...

Что не так с фильмом о великой оперной певице Марии Каллас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме перед нами предстает не прелестное, живое лицо, а по большей части красивая тяжеловесная маска. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Байопик «Мария» снял режиссер Пабло Ларраин — не новичок в этом изрядно заезженном жанре. Это третья его картина о знаменитых женщинах ХХ века. Предыдущие ленты были посвящены Жаклин Кеннеди («Джеки»)...

Комедия «Ирония судьбы» вступает в 50-й год своей легендарной истории

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975г.). Фото из открытых источников

Наша жизнь немыслима без «Иронии судьбы». Не теряющая с годами волшебного очарования комедия Эльдара Рязанова — такой же неизменный атрибут новогодних праздников, как елка в квартире, или мандарины...

Британская актриса Джуди Денч уже не знает, куда деваться от несдержанного на язык попугая

Труд
Фото: Stephen Lock/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной почтенной даме подарили попугая, тоже даму. Та оказалась говорящей и теперь обзывает хозяйку непристойными словами. А могла бы и уважение проявить. И не только к почтенному возрасту оной (89 лет),...

Культура 00:09 / 06 Декабря 2024 14055
Вася и Щелкунчик

Новогодний «Щелкунчик» в Большом театре опять в эпицентре скандала

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Добывание билетов на легендарный балет превратилось в аттракцион. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Чтобы избавиться от очередей и перекупщиков, театр решил продавать билеты на аукционе. Минимальная стоимость — 100 тысяч рублей за два места! Но ты еще попробуй их взять по стартовой цене. Тем,...

В хрестоматийном рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч», поставленном в Театре имени Вахтангова Олегом Долиным, речь идет о любви, настигшей однажды доктора Старцева, озарившей душу, будто вспышка молнии. Но постепенно чувства притупляются, исчезает магия, и вот уже в потухшем взоре нет ничего от прежней радости и счастья… 

Любовь Лебедина
Фото: © Roman Denisov, globallookpress.com

Сюжет, увы, знакомый очень многим не только из литературы, а из текущей вокруг жизни. Да и в театре, и в кино игранный-переигранный. Но почему-то всякий раз от этой истории щемит сердце, и возникает искреннее чувство потери и недоумения: как...

Культура 00:04 / 13 Декабря 2024 12391
Говорят, секса нет

Министерство культуры в очередной раз удивило россиян, одобрив показ в кинотеатрах «фильмов для взрослых»

Ирина Хмара
Труд
Звезда жанра Лиза Энн обратила свое экспертное внимание на нововведение Минкульта. Фото: Karl Polverino/Zumapress.com, globallookpress.com

На днях Министерству культуры РФ удалось шокировать россиян. В Сети бурно обсуждается информация о том, что ведомство одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах: 48 картин для взрослых получили прокатные удостоверения....

Ведущая программы «Энигма» на телеканале «Россия-Культура» поговорила с «Трудом» о конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик»

Дарья Ефремова
Труд
Из личного архива

В Концертном зале имени Чайковского прошел юбилейный, XXV Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Событие транслировалось в прямом эфире телеканала «Россия-Культура». Из 48 участников...

Россияне рассказали, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным

Труд
На первом месте оказалась трилогия Николая Носова про Незнайку

В начале года серьезная исследовательская компания опросила жителей городов, посещающих кинотеатры, выясняя, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным. На первом месте оказалась...

Культура 00:06 / 20 Декабря 2024 12046
Пейзаж в тумане

Подводим коммерческие и творческие итоги киногода

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Холоп 2». Фото: kinopoisk.ru

19 декабря в прокат вышли очередные, 11-е по счету «Елки» — продолжение кинофраншизы, стартовавшей еще в 2010 году. Шесть лет назад продюсеры клялись, что поставят на обветшалом проекте крест,...

В Москву привезли постановку «Палата № 6» Льва Додина – о равнодушии, которое убивает 

Анна Чепурнова
Фото: https://urokirezhissury.ru

В рамках внеконкурсной программы фестиваля «Уроки режиссуры» из питерского Малого драматического театра – Театра Европы в Москву привезли «Палату № 6». Спектакль, который Лев Додин поставил в этом году к своему...

Почему не получился фильм с участием популярных персон

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Про «выключить мозг и посмотреть на Бузову» с обезоруживающим простодушием заявила сама Ольга Игоревна. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

На экраны вышел фильм «Звезды в Сибири», призванный, как я понимаю, создать у зрителей праздничное настроение. Такие ленты нынче пекутся, как блины, к каждому Новому году. Но до легендарной «Иронии судьбы» им как до Сатурна....

Накануне Нового года мы решили вспомнить, какие темы в 2024-м неожиданно становились на нашем ТВ резонансными

Сергей Беднов
Труд
Почему-то ни у одной серьезной передачи не вызвало вопросов шоу «Звезды в джунглях». В котором участвовала недавняя арестантка Валерия Чекалина, она же Лерчек

В эфире каналов, а вслед за ними в дискуссиях депутатов и постах в Сети они оказывались в центре внимания. И казалось, нет ничего важнее. Но проходила неделя, месяц — ажиотаж улетучивался,...

Классики видели в Рождестве повод задуматься о минувшем и будущем

Марина Суранова
Труд

Новый год и Рождество — это не только любимые праздники, но и повод задуматься о минувшем и будущем. Мы, собственно, об этом и сами знаем и находим тому подтверждение у классиков....

Прокатные удостоверения от ведомства в 2024 году получили 48 «фильмов для взрослых» 

Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Министерство культуры России одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает Telegram-канал «Радиоточка НСН». Как стало известно журналистам, в текущем году прокатные удостоверения от...

Михаил Боярский счастлив благодаря своим близким

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Первая и единственная, на всю жизнь жена. Двое детей. Шестеро внуков. Десятки ролей в театре и кино. Песни, ставшие в его исполнении хитами. И такая же популярность уже у четвертого поколения зрителей,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?