Главная Культура 00:12 19 Ноября 2013 5205
Вас «Бесы» не одолели?

Актер Александр Галибин рассказывает о метаморфозах в голове и на голове

Леонид Павлючик

На недавнем фестивале стран СНГ и Балтии «Киношок» Александр Галибин завоевал Главный приз в конкурсе совместных проектов. Его сценарная заявка «Золотая рыбка» была единогласно признана самым ярким и перспективным замыслом среди десятков других работ. Сейчас Галибин готовится к постановке этого российско-казахстанского фильма, параллельно продолжая сниматься как актер. Эта ипостась его творческой судьбы преподносит ему немало сюрпризов. Так, во время нашей встречи актер отсвечивал тщательно выбритой, будто отлакированной лысиной.

— Александр, что у вас на голове происходит? Это элемент нового имиджа?

— Это элемент актерской профессии. Я недавно закончил съемки в фильме «Бесы», где сыграл губернатора фон Лембке — одну из знаковых фигур великого романа Достоевского. Моя каждо-дневная прическа в стиле «ежик» не соответствовала эпохе, и режиссер Владимир Хотиненко велел стричься. В итоге я постригся наголо, вернее, побрился. Но пока я снимался в «Бесах», мне предложили еще одну роль, потом еще одну — и цепочка потянулась. Так что «лысый период» у меня затянулся и какое-то время про-длится еще. Но я ничего не имею против. Он означает отсутствие пауз в работе, во время которых можно было бы отрастить волосы. Одна беда: буду в декабрьские морозы ходить с обледенелой лысой головой.

— Съемки «Бесов» проходят в атмосфере секретности. Расскажите немного об этом проекте, который обещает быть весьма громким.

— У меня от съемок осталось очень хорошее послевкусие. Володя всегда славится хорошей атмосферой на площадке и прекрасным подбором актерской команды. Больших тайн не открою, но скажу, что Верховенского играет звезда «Ленкома» и очень востребованный киноактер Антон Шагин. Его отца — не нуждающийся в представлении Игорь Костолевский. Ставрогина — популярнейший Максим Матвеев...

— Отличный кастинг. Но Хотиненко как-то проговорился мне, что видит в роли Ставрогина Джонни Деппа...

— Были такие идеи. Почему Джонни Депп? Потому что за ним тянется имидж этакого клоуна. От участия зарубежной звезды Володя в итоге отказался, но идея некой эксцентричности происходящего, такого непреходящего российского бреда — она осталась как стилеобразующий элемент фильма. Такое прочтение романа может быть весьма интересным. Достоевского подчас воспринимают как сурового реалиста, но в «Бесах» есть еще и много иронии, народной смеховой культуры — об этом подробно писал Михаил Бахтин. Володя пошел как раз по этому пути, который мне, не скрою, близок. Я сам как-то ставил в Швейцарии со студентами спектакль «Преступление и наказание», и нам через балаганную смеховую культуру удалось, как мне кажется, передать то психологическое, социальное напряжение, которое есть в романе.

— Давая согласие на ту или иную роль, вы тщательно готовитесь, погружаетесь в эпоху или полагаетесь на актерскую интуицию?

— Всегда изучаю материал. Стараюсь все знать про время, про героя. Но тут одна ловушка есть. Когда Глеб Панфилов пригласил меня сыграть Николая II в фильме «Романовы. Венценосная семья», я прочитал все, что было доступно на тот момент об императоре, его окружении. Но когда начал сниматься, ничего не получалось. И чем больше я старался, тем было хуже. Стоял даже вопрос, чтобы меня заменить. У нас с Панфиловым состоялся серьезный разговор, он пытался спасти ситуацию.

«Что, начитался?» — спросил Глеб Анатольевич. «Да», — честно ответил я. «Надо все это побыстрее забыть, — жестко сказал он. — Иначе у нас ничего не получится». И я забыл все прочитанное в течение буквально двух дней. И постепенно стало получаться. Потому что режиссеру нужен актер, человек со всеми потрохами, а не его отвлеченные знания. Тарковский, как известно, вообще мало кому давал читать сценарий. Он говорил: мне нужен актер вот с этим лицом, с этими глазами, с этой душевной органикой, и я его буду передвигать в пространстве фильма, как и куда мне нужно. Но я тем не менее всегда основательно готовлюсь к роли. Стараюсь наработанные знания переплавить в эмоции и в себе, в своем нутре найти то, что нужно для создания образа.

— На съемочной площадке в качестве актера вы сами режиссируете свою роль или стараетесь быть глиной в руках режиссера?

— И то и другое. Я ведь получил два классических образования. Актерское — у народного артиста СССР Рубена Агамирзяна. Он возглавлял в Питере Театр Комиссаржевской, в котором в основном работали его ученики. Мы были воспитаны в уважении к тому, что делает и говорит режиссер. Его слово — закон. Это мы в себе несли, это чтили. Потом я получил режиссерское образование у Анатолия Васильева — сначала в ГИТИСе, потом в Школе драматического искусства. У Васильева я проникся уважением к артисту, пониманием того, что ты как режиссер имеешь с актером тонкую двухстороннюю связь. Поэтому когда я работаю артистом, стараюсь отдавать инициативу режиссеру. Но если возникают какие-то идеи, могу ненавязчиво их предложить.

Например, недавно я снимался в главной роли в шестисерийном телефильме «Грибной царь» по замечательному роману Юрия Полякова. Мы с опытным режиссером Михаилом Мамедовым работали в плотном контакте. Некоторые эпизоды, творческие решения, не скрою, инициировал я. Но поскольку они гармонично входили в концепцию режиссера, то были им приняты. С другой стороны, я сейчас работаю со вгиковской студенткой, которая ставит фильм по мотивам Стейнбека. Многое в этом проекте кажется мне необычным, новым, неожиданным. Но я доволен, что в свои почти 60 лет могу быть полезен молодому поколению, у которого свой язык, своя аудитория, свой зритель.

— А кому вы адресуете свой будущий режиссерский проект — фильм «Золотая рыбка»?

— Всем, кому это будет интересно и важно. А посвятить его я хотел бы своим родителям. Это очень дорогой для меня замысел. Я начинал работу над фильмом еще семь лет назад. Мы были практически в запуске, но тут мне предложили возглавить Театр имени Станиславского. И я оказался перед выбором: фильм или театр. И я выбрал театр, в котором проработал три года и в котором удалось многое сделать. Потом был известный конфликт с труппой, у меня как раз заканчивался контракт, и я отчетливо понимал, что дальше в театре мне оставаться нельзя. И спокойно, без обострения ситуации ушел.

За последние годы я много снимался, играл и ставил в театре. Но мысль о «Золотой рыбке» не отпускала. Это щемящая история о первых послевоенных годах, о русской семье, оказавшейся в Казахстане. Двое голодных пацанов, надорвавшаяся от работы мать, отец-фронтовик, который лежит в больнице: Эта история не связана напрямую с моими родителями, они не были репрессированы, их не высылали в Казахстан. Но мои отец, мать, все мои родственники пережили ленинградскую блокаду. Отец потерял всю свою семью, оставшись в 12 лет с братом на руках. Их эвакуировали в 1942 году, баржу, на которой они плыли, разбомбили. Брат отца погиб, отец выплыл. Потом был детский дом, ремесленное училище, ну и дальше как у всех. Вот об этом времени, об этих святых людях, о горькой цене Победы мне и хочется снять кино.

 

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36270
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8227
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4971
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4073
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4013
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...