С последним тележурналист беседовал на минувшей неделе. Писатель вспоминал о былом, говорил о нынешнем, пытался спрогнозировать будущее. Разговор получился интересным, не стану его пересказывать. Обращу внимание лишь на одно прозвучавшее в нем принципиальное положение. "Титул "властитель дум", - сказал Аксенов, - вышел из моды, потускнел. И слава Богу: литератор не должен вести, возбуждать стадные инстинкты. Его задача - общаться с вами в тишине".
Мысль не новая: все чаще литература, а вместе с ней и другие "высокие" виды искусства отказываются от былого предназначения - воспитывать в людях нравственные идеалы. Но, как известно, природа не терпит пустоты: музы, предпочитающие тишину, уступили место напористой и шумной массовой культуре.
Еще не так давно можно было проследить внутри ТВ явственный водораздел между серьезными тележанрами и примитивной развлекаловкой. Хоть сколько-нибудь уважающие себя телевизионщики чурались масскульта. Они пытались работать в русле подлинной культуры - вряд ли думая о том, что влияют на духовное воспитание зрителей. Но постепенно лидеры телетворчества стали сдавать свои позиции, все чаще оказываясь союзниками своих недавних оппонентов.
Вот самый свежий пример: в минувшую субботу в программе ТВЦ "Национальный интерес 2000" была поднята поистине философская проблема - совместимы ли закон и свобода? Ведущий передачи Дмитрий Киселев пригласил в студию известных писателей Андрея Битова и Бориса Акунина, а также видного политолога Сергея Маркова. И что же мы услышали из уст наших "властителей дум"? Они наперебой, почти с восторгом, воздавали хвалу россиянину, для которого переход улицы на красный свет стал синонимом свободы. Сыпались радостные признания в том, что и они, великие, ни в грош не ставят разные там "рамки" и ограничения.
А в последнем "Гласе народа" Светлана Сорокина предложила не только тем, кто находится в студии, но и миллионам зрителей, сидящих у телевизоров, обсудить тему: "Чем привлекательна сегодня служба в армии?" Большинство присутствующих на передаче восприняли этот вопрос в духе нынешних "рыночных" понятий. Стали активно обсуждать количество денег, которое можно получить военным ремеслом. Настаивали на скорейшем переходе к контрактной службе. Голос присутствующего в студии священника: мол, нельзя же все сводить к звонкой монете, есть же понятия гражданского долга и чести, - не был услышан. Как и голоса тех ребят, которые считают службу в армии хорошей школой для мужчин.
В итоге интерактивный опрос зрителей на тему, как они относятся к тем, "кто уклоняется от воинской службы" (прежде их называли дезертирами), дал соответствующий результат: около 90% одобрили такое поведение.
Мы любим при случае посетовать на отсутствие национальной идеи, на объединяющую всех идеологию, а она, оказывается, уже есть. Вернее, ее исподволь внушают миллионам своих зрителей на нашем ТВ. На поверку она состоит в примитивном индивидуализме, который новейшие "идеологи" напрямую связывают с принципами рынка. На смену гуманизму и социальной справедливости приходят другие законы... Бесконечная череда телебоевиков - не только заокеанских, но в последнее время и отечественных - формирует у зрителей культ силы, наплевательское отношение к окружающим, стремление всеми способами урвать кусок пожирнее.
В этих условиях, понятно, аксиомой звучит постулат "не верь никому". Пример тому - последний выпуск "Акуны мататы". И, напротив, старомодной выглядела характеристика, которую Олег Табаков дал в воскресной передаче "Театр + ТВ" недавно ушедшему из жизни Олегу Ефремову. Актер дважды, с полемическим нажимом повторил про своего коллегу: "Он был лично заинтересован в успехе общего дела". Превосходная формула.
Назидательные слова молодежной песни 60-х "прежде думай о Родине, а потом о себе" были в ту пору императивом, при котором человек превращался в винтик государственной машины. Ныне мы, кажется, бросаемся в другую крайность, когда люди не думают ни о Родине, ни о законах, ни о других людях, ни о себе как о духовно богатой личности. Идут напролом в достижениях своих, не обязательно морально безупречных целей. Очень грустно сознавать, что на сложном переломе эпох ТВ оказалось безразличным к тому, какая этическая модель возобладает в обществе. Оно не только чурается созидательной работы по формированию высоких нравственных принципов, но и активно способствует их разрушению.
Конечно, сказанное нельзя отнести ко всем телепрограммам. Хотя немногие исключения лишь подтверждают правило. Нравственно ориентированных передач так мало, что я нередко готов простить им неуклюжесть, не всегда строгий вкус и другие профессиональные прегрешения. Вот почему я поддерживаю то, что делает на экране Валерий Комиссаров - будь то "Моя семья" или "Марьина роща", "Что хочет женщина" или "Семейные новости". Телевизионщики нередко удивляются, что у этих передач заоблачные рейтинги, брезгливо морщатся при упоминании "низких" тем, вроде "Девушка сына беременна" или "Мужчина на содержании" (называю те, что прошли на этой неделе). А ведь Комиссаров не только обозначает бытовые жизненные проблемы, но и всякий раз пытается найти пути их решения. Причем такие, что способствуют укреплению нравственных устоев.
Конечно, анализ ситуаций, которые дает в своих передачах тележурналист, иногда выглядит упрощенным, подчас однозначным. Реальная жизнь оказывается на деле много сложнее. Тем не менее для миллионов телезрителей жизненные уроки, которые дает экран, оказываются решающими. Телевизор воистину становится для них властителем дум.