Главная Культура 00:16 19 Августа 2014 2241
Один в поле воин

Накануне 80-летия Музея архитектуры корреспондент «Труда» поговорил с его директором Ириной Коробьиной

Елена Широян

Москва продолжает строиться, но в погоне за новизной и современностью нередко разрушается уже нажитое. Сухарева башня, Красные ворота, Вознесенский монастырь в Кремле, десятки московских церквей сейчас можно увидеть разве что на редких фотографиях. Сохранение наследия — один из приоритетов Музея архитектуры имени А.В. Щусева, который в эти дни празднует свое 80-летие. Сейчас в центре его внимания — выдающийся памятник советского авангарда, дом Константина Мельникова, вокруг которого разразился очередной скандал: внучка великого зодчего Екатерина Каринская не позволяет сотрудникам музея приступить к его музеефикации. Лед тронулся лишь на прошлой неделе...

— Сегодня мы часто слышим об утраченных памятниках архитектуры, многие по-прежнему в опасности, один из таких — многострадальный дом архитектора Константина Мельникова. Какую роль сегодня играет Музей архитектуры в спасении наследия?

— Музей не прекращает битву. Вспомним кампанию по спасению Шуховской башни и нашу идею создать музейный кластер на Шаболовке, борьбу за памятники конструктивизма в Самаре и других городах. Важной победой стало решение Минкультуры передать нам Дом Мельникова, памятник федерального уровня. К юбилею Музея архитектуры мы хотели открыть его филиал — музей Константина и Виктора Мельниковых, который бы объединял Дом Мельникова и расположенную в пешей доступности экспозицию на Воздвиженке. Но из-за сопротивления одной из внучек великого зодчего мы до сих пор не можем начать работу по созданию этого музея. Правда, мы не теряем оптимизма.

— В советские годы Музей архитектуры славился как спаситель многих памятников — и зодчества, и скульптуры.

— В 1930-е годы его сотрудники героически успевали обмерять сооружения в Москве, обреченные на разрушение, и вывозить в музей наиболее ценные фрагменты. Так на территории Донского монастыря, который и сам был спасен музеем от сноса, возник целый лапидарий. Когда Сухарева башня была приговорена, дали всего пять суток — нереальный срок, чтобы сделать все обмерные чертежи. Но их сделали! Они хранятся у нас в фондах, как и уцелевшие фрагменты Красных ворот, детали убранства разрушенных московских храмов Успения на Покровке и Николы в Столпах, многое другое. Особая история — Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном, возведенные зодчим Бове у Тверской заставы (ныне это площадь Белорусского вокзала). В 1936 году их велели снести. Большими усилиями сотрудники музея добились решения не рушить ворота чугунной бабой, а разобрать. Все было тщательно демонтировано, и все скульптурные группы перемещены в Донской монастырь. Благодаря этому Триумфальную арку, воссозданную в 1960-е годы на Кутузовском проспекте, украшают родные скульптуры — воины, Ника на победной колеснице. Но все горельефы там — копии, оригиналы же находятся у нас в музее.

Мы их реставрируем, а недавно на средства Минкультуры соорудили специальную структуру для демонстрации этих фрагментов под открытым небом. Усадебный двор, раньше служивший парковкой, преобразован в Скульптурный дворик, вместивший уникальные произведения городской и садово-парковой скульптуры, начиная с каменных львов и вазонов из подмосковных усадеб. В центре – стеллаж с фрагментами чугунного литья Триумфальной арки: там подлинные горельефы «Изгнание галлов» и «Освобожденная Москва», барельефы с гербами Москвы, Петербурга, Владимира и других городов. Скульптурный дворик будет играть роль фойе у главного входа в музей, откуда зритель сможет попасть на разные выставочные площадки, будь то Аптекарский приказ или флигель «Руина».

— Удивительно, что наш музей — первый архитектурный в мире!

— Дискуссия о создании подобного музея велась во всем мире с XIX века. Но и Музей Баухауса в Дессау, и Музей архитектуры во Франкфурте, центры архитектуры и наследия в Париже и Монреале возникли уже после московского. Эти музеи играют стратегически важную роль в своих странах, ведь именно через архитектуру транслируется национальная идентичность. И наш музей — как Лувр, только в области архитектуры.

Круче в мире нет! Алексей Щусев создавал музей, адресованный не только ученым и направленный не только в прошлое. Он считал, что такой музей должен быть обращен ко всем, ведь архитектура — это искусство организации жизненного пространства. От уровня архитектурной культуры населения во многом зависит наш с вами стиль и образ жизни.

— В 1991 году было принято решение вернуть Донской монастырь РПЦ. Говоря о судьбе Музея архитектуры, невольно думаешь об аналогии с Италией, где нередко монастырские комплексы преобразуются в музеи. У нас — обратная ситуация. А что взамен? Ваш музей до сих пор не получил помещений вместо тех, которые потерял, вынужденно покинув Донской монастырь?

— Увы, нет. Огромное количество экспонатов срочно перевезли на Воздвиженку. Здесь и без того было тесно, комплекс усадьбы Талызиных к тому времени обветшал и ждал ремонта. И вдруг — авральный переезд из Донского. Ремонт стал невозможен, выделенные деньги обесценились: Более 20 лет музей существовал в экстремальных условиях, и лишь прошлый год стал переломным. Но утраченные площади до сих пор никто не компенсировал. Недавно я встречалась с настоятелем Донского монастыря владыкой Парамоном, и ему понравилась идея создания на территории монастыря музейной площадки под открытым небом. Не только для верующих, но для всех, кому интересна история.

Однако некрополь в Донском уже не в ведении Музея архитектуры – сейчас надгробия хранит монастырь. Нашими там остались горельефы храма Христа Спасителя, но они вмонтированы в стену монастыря. Конечно, никто их не будет выламывать, чтобы не разрушать стены. Там же остаются памятник Екатерине Великой, созданный скульптором Демут-Малиновским, а садово-парковую скульптуру мы вывозим на Воздвиженку. Под сводами «Руины» будут экспонированы белокаменные изваяния, более четверти века изъятые из культурного оборота.

— Что является наиболее ценным в собрании музея?

— Сердце коллекции — архитектурная графика мастеров советского авангарда и 1930-1950-х годов. Гигантские листы, хранящие проекты Дворца Советов, московского метро и «семи сестер» — высоток. Их часто просят на зарубежные выставки. Также у нас дивные модели и макеты, прежде всего модель Большого Кремлевского дворца, созданная Баженовым. Это самая гигантская модель в мире — она требует площади минимум в 500 кв. м, там можно гулять! Вот почему мы не можем показать ее целиком. Есть в миниатюре и другие знаменитые здания — храмы, колокольни, — и проекты великих зодчих ХХ века: Бориса Иофана, конструктивистов, например Ивана Леонидова. Есть авторские модели скульптуры для метро и для зала Чайковского, первый вариант статуи «Рабочий и колхозница», пролепленный самой Верой Мухиной. Еще у нас фантастическая коллекция белокаменной скульптуры, среди авторов — Мартос, Гудон, Витали. Все это хранилось заколоченным в ящики со времен переезда из Донского монастыря. Многое из фондов мы выставляем впервые после долгого перерыва, стремясь максимально использовать музейные пространства. Так, отдали внутреннюю, прежде закрытую часть Анфилады в Главном здании усадьбы Талызиных под постоянную экспозицию великих проектов российских зодчих, опередивших свое время.

Тем временем

Дом Мельникова: музей или жилище?

Напомним: около года назад решением Минкультуры РФ Музею архитектуры передан Дом Мельникова. Тем самым начато исполнение завещания сына зодчего, живописца Виктора Мельникова, который желал превратить отчий дом в музей и весь его, вплоть до последних мелочей обстановки, передал России.

Однако сотрудников музея буквально не пускали на порог здания, находящегося в их ведении: этому противилась внучка зодчего, Екатерина Каринская, там проживающая.

Недавно туда почти чудом удалось проникнуть заместителю директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Елизавете Лихачевой. Каринская сразу обвинила Музей архитектуры в захвате собственности, добавив, что Лихачева поменяла личинки замков, хотя и замки трогать нельзя – достояние истории, раритет!

Вечером того же дня в дом удалось вернуться и самой Каринской — как говорят, перепрыгнув через забор с подкреплением из 30 человек. Но эти истории больше походят на сюжет криминального сериала. Важнее другое: ремонт, проводящийся в здании, ни с кем не согласован и может нанести вред памятнику, требующему научной реставрации.

«Очевидцы говорят, что Каринская устраивает в доме платные экскурсии, распоряжается мемориальной обстановкой, позволяя выносить ее из памятника архитектуры для участия в сомнительных выставках, — комментирует ситуацию Елизавета Лихачева. — Не раз дом сдавался в аренду для проведения киносъемок, а значит, туда входили большие группы людей с возгораемой аппаратурой. Но главное и самое опасное – не согласованные со специалистами ремонтные работы, которые продиктованы потребностями семьи, повторяю, живущей там незаконно, и грубо нарушают законодательство об охране памятников. Екатерина Каринская выступает против научной реставрации и создания музея и остается на тропе войны: она отвергает мировое соглашение, подписанное Росимуществом по доверенности от Правительства России, одобренное Министерством культуры. Зато «исполнительница завещания» пытается отсудить еще и исключительные авторские права на творческое наследие Константина Мельникова. Поэтому мнение музея твердое: Каринская должна выехать из дома, мы даже готовы хлопотать о выделении ей жилья в качестве компенсации ее обязательной доли наследства. А мы из дома не уйдем и продолжим работу по его музеефикации. Хотим, чтобы музей открылся в назначенный срок — в конце октября. Надеемся, что мы переломим эту ситуацию и шедевр авангарда будет доступен публике».

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 13043
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

В Библиотеке имени Д. В. Давыдова выставка «Три грации» современных художников

Ирина Свиридова

В выставочном зале Библиотеки имени Д. В. Давыдова под эгидой Творческого союза профессиональных художников проходит выставка «Три грации» современных художников – Анны Флит, Ирины Даниловой и Ольги Щербаковой. В экспозиции...

«Донбасс всегда был русским, давайте взглянем правде в глаза», — заявил 81-летний Аль Бано 

Аль Бано. Фото: © Roma, globallookpress.com

Всемирно известный итальянский эстрадный артист Аль Бано, исполнитель хитов Ci sara и Felicitа, назвал Донбасс российским и признался, что хотел бы там выступить. Об этом 81-летний певец заявил в интервью газете Il Fatto quotidiano. «Донбасс...

Культура 00:05 / 20 Декабря 2024 10452
Как закопать сокровище

«Сосули» на Охте грозят вычеркнуть Санкт-Петербург из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге вбивают сваи в археологические сокровища. Так подрядчики «Газпрома» уничтожают исторические памятники, где археологи нашли остатки шведских и новгородских крепостей, а также...

Брань в адрес писателя-фронтовика прощать нельзя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Писатель Виктор Петрович Астафьев. Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com

Историк Евгений Спицын, известный своей неутомимой защитой товарища Сталина, а также яростной критикой хрущевских, горбачевских преобразований и либеральных реформ, проведенных в России после распада СССР, оскорбил большого русского...

Что не так с фильмом о великой оперной певице Марии Каллас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме перед нами предстает не прелестное, живое лицо, а по большей части красивая тяжеловесная маска. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Байопик «Мария» снял режиссер Пабло Ларраин — не новичок в этом изрядно заезженном жанре. Это третья его картина о знаменитых женщинах ХХ века. Предыдущие ленты были посвящены Жаклин Кеннеди («Джеки»)...

Законопроект о специальных «иноагентских» счетах принят депутатами в первом чтении 

Вячеслав Володин. Фото: © State Duma Russia, globallookpress.com

Законопроект о доходах иностранных агентов, принятый сегодня Госдумой в первом чтении, больше не позволит «предателям» обогащаться за счет России и ее граждан. Об этом в среду, 20 ноября заявил председатель Госдумы Вячеслав...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...

Британская актриса Джуди Денч уже не знает, куда деваться от несдержанного на язык попугая

Труд
Фото: Stephen Lock/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной почтенной даме подарили попугая, тоже даму. Та оказалась говорящей и теперь обзывает хозяйку непристойными словами. А могла бы и уважение проявить. И не только к почтенному возрасту оной (89 лет),...

Культура 00:09 / 06 Декабря 2024 8216
Вася и Щелкунчик

Новогодний «Щелкунчик» в Большом театре опять в эпицентре скандала

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Добывание билетов на легендарный балет превратилось в аттракцион. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Чтобы избавиться от очередей и перекупщиков, театр решил продавать билеты на аукционе. Минимальная стоимость — 100 тысяч рублей за два места! Но ты еще попробуй их взять по стартовой цене. Тем,...

Почему не получился фильм с участием популярных персон

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Про «выключить мозг и посмотреть на Бузову» с обезоруживающим простодушием заявила сама Ольга Игоревна. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

На экраны вышел фильм «Звезды в Сибири», призванный, как я понимаю, создать у зрителей праздничное настроение. Такие ленты нынче пекутся, как блины, к каждому Новому году. Но до легендарной «Иронии судьбы» им как до Сатурна....

Прокатные удостоверения от ведомства в 2024 году получили 48 «фильмов для взрослых» 

Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Министерство культуры России одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает Telegram-канал «Радиоточка НСН». Как стало известно журналистам, в текущем году прокатные удостоверения от...

На наши экраны вышел фильм о великом французском шансонье

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм не идеализирует Азнавура. Но главный его мотив - нескрываемая любовь к великому певцу. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Он написал порядка 1300 песен, продал более 180 миллионов дисков, дал 1100 концертов в 94 странах мира. Его мелодии исполняли Боб Дилан, Рэй Чарльз, Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, сам он выступал в дуэте с Лучано...

Культура 00:04 / 13 Декабря 2024 6669
Говорят, секса нет

Министерство культуры в очередной раз удивило россиян, одобрив показ в кинотеатрах «фильмов для взрослых»

Ирина Хмара
Труд
Звезда жанра Лиза Энн обратила свое экспертное внимание на нововведение Минкульта. Фото: Karl Polverino/Zumapress.com, globallookpress.com

На днях Министерству культуры РФ удалось шокировать россиян. В Сети бурно обсуждается информация о том, что ведомство одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах: 48 картин для взрослых получили прокатные удостоверения....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?