Главное военное следственное управление (ГВСУ) Следственного комитета России отказалось подвергать уголовному преследованию экс-министра обороны Анатолия Сердюкова по делу о закупке мебели для краснодарских кадетов. Также «невиновной», по мнению следователей, оказалась и Екатерина Приезжева, занимавшая при министре Сердюкове пост главы образовательного департамента военного ведомства.
Тендер по-свойски
В апреле текущего года сразу три ведомства – департамент военной контрразведки ФСБ, ГУЭБиПК МВД РФ и Главная военная прокуратура – начали проверку законности закупок мебели для Краснодарского президентского кадетского училища (КПКУ).
Военные прокуроры усмотрели в действиях бывших руководителей Минобороны состав преступления, предусмотренный статьей 165 УК РФ – «Покушение на причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием», статьей 285 (злоупотребление должностными полномочиями с тяжкими последствиями) и статьей 201 (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия).
Следователи установили, что в 2012 году Екатерина Приезжева приказала сотрудникам своего департамента подготовить тендер на закупку мебели. В подготовке проектно-сметной и конкурсной документации участвовала ее приятельница – директор по продажам компании «Иску Интерьер М» Алла Викстрем.
Результат оказался вполне ожидаем: требованиям Минобороны, как «выяснилось» в ходе тендера, «соответствовала» только продукция этой компании. Остальных потенциальных поставщиков конкурсная комиссия к участию в торгах не допустила. Среди проигравших оказались ООО «Дикон», московское представительство финской компании Isku, и ряд других компаний.
Коммерсанты подали жалобу в Федеральную антимонопольную службу, которая признала проведение аукциона незаконным и аннулировала его итоги. Более того: в августе прошлого года победителем аукциона был признан «Дикон», предложивший поставить в кадетское училище мебель за 124 миллиона рублей. Однако поработать на государство у компании не получилось даже после решения ФАС: Министерство обороны просто не стало подписывать с фирмой контракт.
«Мне сказали, что мебель в Краснодар по распоряжению Приезжевой уже поставило «Иску Интерьер М», – рассказал журналистам заместитель гендиректора «Дикона» Роман Федосов.
Позже следователи выяснили, что приятельские отношения между Приезжевой и Аллой Викстрем только в рамках этого контракта стоили военному ведомству 40 миллионов рублей: именно на такую сумму мебель от «нужной» компании оказалась дороже продукции «Дикона».
Доверчивый Сердюков
Расследуя вопиющий случай нарушения федерального законодательства и прямых предписаний регулирующих органов, контрразведчики и прокуроры установили, что Приезжева злоупотребила доверием своего начальника Анатолия Сердюкова и подала ему ходатайство о приобретении мебели за счет средств благотворительного фонда «Помощь и милосердие». Свою инициативу чиновница мотивировала тем, что мебель необходимо закупить как можно скорее, чтобы не допустить срыва учебного процесса.
При этом Приезжева, которую СМИ называют «фавориткой» экс-министра, скрыла от Сердюкова тот факт, что точно такую же мебель, зато по гораздо меньшей цене, готова поставить другая фирма.
Прокуроры посчитали такую позицию фигурантов неубедительной, и потребовали возбуждения уголовного дела, в рамках которого экс-министр мог оказаться одним из обвиняемых. А вот следователи СКР – наоборот, поверили в то, что Сердюков ничего не знал, ситуацией не владел, а просто был обманут своей подчиненной.
Привередливое следствие
Свое мнение по поводу этой ситуации контрразведчики и прокуроры сформулировали предельно четко. В материалах, переданных в Главное военно-следственное управление СКР, говорится: «Являясь главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на содержание Минобороны, Анатолий Сердюков использовал свои полномочия вопреки интересам службы» и «требованиям законодательства о защите конкуренции и размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд, дав согласие на поставку мебели в училище за счет средств фонда».
Однако следователи СКР отнеслись к ситуации иначе. Несмотря на прошлогоднее решение ФАС и выводы сразу трех правоохранительных ведомств, они не только отказались возбуждать дело в отношении самого экс-министра, но даже не усмотрели состава преступления в действиях «обманщиц» – Аллы Викстрем и Екатерины Приезжевой.
Инициировавший это расследование заместитель гендиректора фирмы «Дикон» Роман Федосов обратился к президенту Путину, министру обороны Сергею Шойгу и генпрокурору Юрию Чайке с просьбой разобраться в происходящем. Ответ высокопоставленных лиц пока неизвестен. В самом Следственном комитете давать какие-либо комментарии относительно решения по этому делу отказались.
В то же время, как стало известно журналистам, военная прокуратура намерена настаивать на виновности Сердюкова и привлечении его к ответственности.