От Одессы до Шабо - два с половиной часа на маршрутке сквозь залитые маком поля. Село как село: дремлющий теленок у дома культуры, скучающие мужики у магазина. Только не спрашивайте их про Лакарена, француза-трудягу местные не жалуют. Лучше сразу свернуть по корявой дороге в сторону виноградников и шагать еще километра три. И когда станет ясно, что вы заблудились, раздастся собачий лай, покажется крыша длинной приземистой хозпостройки, два трактора, а под ноги с радостным лаем выкатится свора щенят. Никакой ошибки, это и есть поместье французского аристократа. Идите смело, и он обязательно выйдет навстречу: высокий, кудрявый, улыбчивый, на шее - неизменный платочек, повязанный с изящной небрежностью, в руках какой-нибудь инструмент или пробирка.
- Марианна, к нам гости! - французское "р" звучит так жизнерадостно, и когда улыбчивая блондинка выпорхнет на порог, вы уже будете в плену неподражаемой харизмы Кристофа.
Эта история началась шесть лет назад на выставке духов в Париже, где уроженец винодельческой провинции Бордо представлял восточные ароматы. К популярному парфюмеру подошел украинский олигарх и попросил создать эксклюзивный аромат для дамы его сердца. Авантюрист, романтик и путешественник, Лакарен недолго думая согласился. Его давно манила земля, по которой ходил когда-то сам Пушкин, чьи книги открыл ему дед еще в ранней юности. Разве мог тогда пылкий француз предположить, что забавная поездка на территорию бывшего СССР перевернет его жизнь? Свежеиспеченные украинские капиталисты окружили французского парфюмера назойливым вниманием, уговорив поработать на Львовской косметической фабрике. А вскоре его узнала вся Украина: ко дню рождения Пушкина Кристоф Лакарен презентовал 21 аромат, посвященный возлюбленным поэта. У каждого было имя из так называемого донжуанского списка, который Пушкин в шутку составил по просьбе сестер Ушаковых.
Однажды, поддавшись уговорам приятеля, Кристоф очутился на музыкальном фестивале в Тернополе. Теперь он любит рассказывать, как на сцену вышла стройная женщина с волосами цвета спелой ржи, села за пианино... и мир исчез. Уже на следующий день Лакарен снял в Одессе квартиру. Через месяц они отправились во Францию - знакомиться с его родителями. Через год родилась Софийка, а спустя еще полтора - Мария.
- Ничего случайного в жизни нет, - говорит Марианна. - Может быть, и фестиваль в Тернополе придумали "наверху" - для того чтобы мы встретились?
О том, где жить, они не спорили. "Из Украины не уеду", - сказала нетипичная украинка. "Карашо, - согласился Кристоф. - Здесь работа, Франция - отдых".
Настоящий джентльмен умеет и любит дарить подарки. Четыре года назад на 210-летие Одессы Лакарен преподнес городу фонтан духов, сделанный в честь любимой женщины. Подарок был безумно дорогим, ведь в фонтан пришлось влить тридцать литров духов! И ежедневно добавлять по 250 миллилитров. Но Марианну расточительность мужа не огорчила. Ее муж осчастливил тысячи одесситок, которые приходили к фонтану душиться.
- Чего-чего, а серости в своей жизни я насмотрелась, - говорит она. - Поэтому идеи мужа меня лишь радуют. С ним не соскучишься, он сам человек-фонтан.
Увы, фонтан духов просуще-ствовал на Дерибасовской недолго, его жизнь оборвала чья-то варварская рука. Но Лакарен открыл новый фонтан - в крымском Бахчисарае.
На 33-летие своей Марианны он подарил ей 33 подарка. За последним пришлось ехать в соседний район, на берег Днестровского лимана.
- Смотри, - махнул Лакарен рукой в сторону виноградника, - это наше будущее вино.
- А это, - показал он на длинный сарай, - наше поместье. Его построил в XIX веке швейцарский винодел. Вначале здесь жили лошади, потом тракторы колхоза имени Ленина. Теперь пришла наша очередь.
Оценить приобретение сына прилетела из Франции мадам Лакарен, тоже пианистка.
- Ты обязан обеспечить семье комфорт! - потребовала она. И сын не подвел. Бывшая конюшня преобразилась - там появились душевые, туалеты и симпатичные печки, которые топятся сухой виноградной лозой. Вместе с Марианной отпраздновали новоселье помощники Кристофа - молодожены Наташа и Виталик. А чуть позже - консультант Кристофа Дидье Майе. "Гений ассамбляжа" - называет он Лакарена. Специалисты знают, что именно от умения ассамблировать определенные сорта винограда (франц. assemblage - соединение, смешивание) зависит качество вина. Искусство ассамбляжа необходимо и парфюмеру. Ведь талантливое соединение разных масел и спирта рождает изысканные ароматы.
Марианна моложе своего необычного супруга на 18 лет. Хрупкая красавица, потомственная музыкантша, она украшает светские вечеринки и при этом не ропща, с терпением крестьянки доит коз и стоит у плиты. "Моя муза!" - восхищается неугомонный француз.
Сюда любят приезжать его друзья из Парижа, Бордо и Одессы. Здесь за дощатым столиком пил вино прямой потомок Александра Пушкина, живущий в Швейцарии. Вино Лакарена особое - без примеси сахара и воды. И экологически чистое. Виноградники, взятые в аренду на 50 лет, не опыляются химикатами, хотя это и снижает их урожайность. А вот с соседями-селянами контакт не сложился. На уборку урожая к французу те не идут, хотя плата достойная.
- Их любимое слово - завтра. Почему? - удивляется Лакарен. - Ведь это их Ленин говорил - не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня?
К чужому идеологу и рухнувшему СССР у него отношение непопулярное. Ленина он уважает за скромность в быту, а СССР - за бесплатную медицину и образование.
- Было же много хорошего, нужно было сберечь...
В прохладных подвалах, где вино набирается силы, меня учат разбираться в напитках любви. Последний критерий - послевкусие. У вин Лакарена оно длинное, нежное и праздничное. Как послевкусие знакомства с этим удивительным жизнелюбом. Оно держится долго-долго...