Выступая на коллегии Федерального агентства по делам молодежи, министр образования и науки РФ Ольга Васильева сделала довольно прогрессивное заявление о том, что государству пора начать работу с молодыми людьми, которые участвуют в протестных акциях.
«Протестные настроения (среди молодежи. — «Труд») есть, с этими ребятами, которые выступают против всего плохого за все хорошее, как им кажется, надо обязательно работать. Мы должны предложить то самое хорошее, для того чтобы была их самореализация, и помочь», — сказала Ольга Юрьевна, напомнив, что «юности свойственно протестовать».
По поводу этого выступления возникают две мысли. Во-первых, почему работать надо только с «протестной молодежью»? А что с остальными — пусть дозревают до протестного состояния? Во-вторых, мысль большого федерального чиновника действительно верная, жаль только, что слегка запоздавшая. Лет этак на 25...
По мнению Васильевой, вся беда в том, что политически активной молодежи просто некуда себя применить, хотя государство вроде бы даже что-то делает в этом направлении. Она даже вспомнила про всероссийские форумы типа «Территории смыслов на Клязьме», куда приезжают разные молодые люди и где с ними ведется разъяснительная идеологическая работа. Насколько она, эта работа, эффективна, пока не очень понятно, но очевидно, что число участников этих форумов меркнет на фоне количества молодых людей, которые вышли недавно на митинги против коррупции в высших эшелонах власти.
Васильева признает, что негатива и вызовов в нынешней жизни много, поэтому работа с молодыми людьми должна вестись, «чтобы они не оказались втянуты в антиобщественные деяния, не могли поддаться пагубным, страшным влияниям радикализма».
Здесь я полностью согласен с уважаемым министром, но хотел бы напомнить Ольге Юрьевне про всякие замечательные движения «Молодая Гвардия», «Наши», «Местные», «Россия молодая» и прочие формирования с богатым бюджетным финансированием. Вспомните регулярные и дорогостоящие форумы на Селигере, куда власть завлекала толпы прогрессивно настроенных молодых людей с горящими глазами. И куда все это сгинуло? Как писал классик, «помогли тебе твои ляхи»?
Судя по всему, не помогли. Вроде бы и деньги освоены, и съезды проведены, и красивые презентации оформлены, а с молодежью вон оно чего происходит — стоит только позвать ее через соцсети на улицу по любому поводу, как тут же безо всяких «Селигеров» собираются колонны недовольных, которых потом еще и по автозакам приходится расфасовывать.
А проблема вовсе не в том, что мало с молодежью работает власть — беда в том, что ничего толкового ей не предлагается уже больше четверти века. На какие бы Клязьмы с Селигерами ее ни зазывали, молодежь четко знает, что после всех этих духоподъемных форумов ей предстоит жить в несправедливом мире отечественного капитализма, в котором у нее нет никаких шансов на хорошее образование — оно уже давно превратилось в «образовательные услуги», на нормальную работу («менеджера по продажам не предлагать!»), на доступное жилье и поддержку молодой семьи...
Самое страшное — нет перед ними никакой высокой цели, ради которой хотелось бы гореть сердцем. Согласитесь, «удвоение ВВП» или «импортозамещение» — это вам не сады на Марсе сажать, о чем, например, мечтало мое поколение.
Симптоматично, что о протестных настроениях заговорила именно министр образования, которая наверняка лучше меня знает о постоянно снижаемом количестве бюджетных мест в вузах, о системе массового оглупления под названием ЕГЭ и о размере студенческой стипендии. Интересно, кто-нибудь из ее ведомства сам-то пробовал пожить на 1340 рублей в месяц? Лучше не пробуйте — вам не понравится.
Так откуда у нашей молодежи протестные настроения? Боюсь, у меня плохие новости для министра образования: она призывает бороться со следствием, а не с причиной проблемы. Но это, как говорится, уже совсем другая история...