Стартовавшее в этом году повышение возраста выхода на пенсию лишь отсрочка грядущих проблем, уверены Юрий Горлин и Виктор Ляшок, авторы доклада «Повышение пенсионного возраста: пейзаж после...». По их мнению, власть преподнесла реформу как долгосрочное и радикальное решение. Внешне так оно и есть: поэтапное повышение пенсионного возраста женщин с 55 до 60 и мужчин с 60 до 65 выглядит серьёзно, а для народа России в его большинстве – угрожающе. По прошлогодним данным «Ромир», 92% сограждан выступили против реформы.
На деле мера лишь отсрочит отставание уровня пенсий от зарплат, и к 2028 году Кремль (кто бы ни был у руля) вновь столкнётся с необходимостью изменения пенсионного возраста, предупреждают аналитики.
Рассуждая о повышении возрастной планки выхода на пенсию, надо ориентироваться не на индексацию, говорят эксперты РАНХиГС. Главное: соотношение средней страховой пенсии и средней зарплаты. Или коэффициент замещения, он отражает компенсацию утрачиваемого заработка.
Реформа при средне-реальном прогнозе роста ВВП в 1,5% купировала снижение коэффициента: 32,8% мы наблюдали в 2018 году, 32,1% ожидается в 2030 и 26,5% в 2050 году. Без повышения пенсионного возраста картина была бы другая: 27,9% к 2030 и 22,9% к 2050 году, утверждают специалисты.
Однако ускорение экономики не спасёт от увеличения разрыва между пенсиями и зарплатами. По мнению Юрия Горлина, по мере роста ВВП, пенсии быстрее будут отрываться от зарплат. Рост экономики приводит к росту зарплат, но повышение пенсий зависит от доходов Пенсионного фонда. А как они начнут расти, если нет, например, демографических предпосылок? Накачку фонда бюджетными деньгами в правительстве считают нежелательной.
Эксперты РАНХиГС напомнили про нулевые: тогда при росте экономики средние зарплаты обгоняли пенсии. Коэффициент замещения резко снизился: в 1997 году он составлял 34,7%, в 2007 – уже 22,9%. За три года государство подняло пенсии почти в 2,5 раза, и прежде всего за счёт бюджета.
Если сохранять пенсионную систему на принципах выплат за счёт работающих граждан и ничего в ней не менять, начнутся проблемы. К 2028 году обещанный государством рост пенсий себя исчерпает, а переходный период пенсионной реформы подойдёт к концу.
«Реформа сконструирована так, чтобы в ближайшее десятилетие этот вопрос больше не поднимался. В нашем прогнозе до 2036 года и в готовящемся в Минфине бюджетном прогнозе дальнейшее повышение пенсионного возраста не предусмотрено», – говорил в феврале в интервью "Ведомостям" глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Однако чиновникам всё же стоит задуматься о дальнейшей судьбе пенсионной политики, стоят на своём Горлин и Ляшок.
Не согласен с докладчиками доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. По его мнению, доклад основан на ложных предпосылках, и сравнение с нулевыми некорректно. Тогда резко снизили ставку страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд – с 29% до 20%. Также ввели регрессивную шкалу: отсюда и падение пенсий по коэффициенту замещения. Власть откатила назад, и к 2011 году удалось достичь коэффициента в 40%. Но продержалось это значение недолго, правительство всё время норовило понизить планку взноса.
Бюджетные вливания в ПФР росли, соглашается Гудков, но шли они на накопительную пенсию и в значительной мере расхищались. Риск стабильности пенсионной системы возможен лишь в случае снижения страхового тарифа ПФР с 22% до 20%, уверен Гудков. Снижение играет на руку работодателям, позволяя экономить, но вредит пенсионерам. С нового года вступила в действие конвенция Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». Согласно документу, отношение средней пенсии к средней зарплате должно составлять 40%, напомнил аналитик.
«Повышение возраста выхода на пенсию – долгосрочный тренд. Не в ближайшее время, но лет через 20 нам не уйти от обсуждения этой темы: звучат прогнозы о продолжительности жизни и до ста лет, - сказал порталу TRUD.RU ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – А по коэффициенту замещения интриги нет: повышение пенсионного возраста не предполагало его роста». При существующих темпах ВВП коэффициент покажет скромный эффект. Но с ускорением экономики до 3,5% в год и выше можно рассчитывать и на более высокие показатели коэффициента, говорит экономист. Здесь не обойтись и без роста зарплат и производительности труда: с последним, правда, тяжко – отстаём от ведущих экономик в 3-4 раза.
Попутно поднимать коэффициент с нынешних значений до 45% можно и нужно с развитием накопительной системы, переходом на индивидуальный пенсионный капитал. Помогут инвестиции в фондовый рынок. Пока мы не слышим внятных обсуждений в правительстве на эту тему, сетует Масленников. Если не разгонять ВВП и не заниматься накопительной системой, дождёмся к 2028 году поводов обсудить второй этап повышения пенсионного возраста, резюмирует специалист.