"НИКОГДА НЕ СТАНУ ЖУРНАЛИСТОМ!"
- Как тебя угораздило оказаться на ТВ?
- Зимой 1997 года я встретил институтского приятеля Федора Тавровского, он тогда работал в международной редакции. Он предложил посмотреть, чем они занимаются. А я когда-то одной тайваньской журналистке, снимавшей фильм о России, помогал с переводом. После того как спустя три дня она спросила меня, в какой стране она находится - России или Белоруссии, я решил, что никогда ничего общего иметь с телевидением не буду... И вот через полгода попал на НТВ.
- Какая у тебя была первая работа в жизни?
- Вагоны я не разгружал, официантом не работал. Первые деньги стал получать за письменные переводы с английского и французского. Потом устроился в иностранную туркомпанию, которая в вагонах люкс возила иностранцев по Золотому кольцу. Офис фирмы находился на вокзале, который носит неофициальное название "Центральный". Такого в Москве нет, но именно с него уезжали члены Политбюро, в том числе Брежнев.
- А по профессии востоковеда поработать не довелось?
- Нет профессии востоковед, есть ученый. По специальности я стажировался полтора года на Тайване - и подрабатывал в торговой фирме. Моя должность называлась "Чжуань-юань" - первичная категория офисного клерка. Поначалу я помогал что-то перевести, составлял какие-то письма для клиентов из России и СНГ, а в конце работал с клиентами, составлял прайс-листы, пытался создавать компьютерные программы. Все белые для тайваньцев - изначально американцы. И меня все время спрашивали, из какого я штата. А когда я загадкой ответил, что я родом из самой большой страны в мире, повисла долгая пауза, после чего одна девушка робко спросила: "Из Норвегии?"
- Тебе везет на комичные ситуации в работе. Однажды во время программы "Сегодня" на тебя гримеры "напали"...
- В один из своих первых эфиров я вместо слов "казанское ханство" выдал в эфир "казанское хамство" - речь в сюжете шла про раскопки. И сам начал смеяться, потому что вся аппаратная принялась гомерически хохотать.
"АНТИГЕРОЙ МОЖЕТ БЫТЬ ГЛАВНЫМ"
- Как совмещать работу в дирекции праймового вещания НТВ с производством программы?
- Работа в дирекции дает мне больше возможностей для выпуска "ГГ". В редакционную политику программ "Профессия - репортер" и "Максимум" не вмешиваюсь. Они и без меня прекрасно справляются.
- Долго мучились с названием программы?
- Было много хороших, но необязательных вариантов. Название должно отражать уверенность в том, что ее надо обязательно посмотреть.
- Для "ГГ" важна информационная привязка?
- Привязка во фразе: "Люди, о которых говорят". Мы не подменяем и не дублируем итоговую программу, рассказывающую события недели. Мы снимаем сюжеты о людях, которые на слуху. Мы дали сюжет о суде над Мавроди - этот человек гремел в 90-х годах, фамилия его сопоставима с фамилией Ельцин.
- Главный герой - не обязательно положительный?
- Антигерой тоже может быть главным. Тот же Мавроди в народном сознании - фигура неоднозначная. Одни считают его обманщиком. Другие - благодетелем, которому просто не дали вернуть долги. Герой - не тот, кому дают звезду героя, а просто актуальный человек. Когда началось уголовное разбирательство вокруг Андрея Вавилова - сенатора от Пензенской области, он сам себя показал в нашей программе скорее как антигерой.
- У меня создалось впечатление, что программы НТВ "Максимум" и "ГГ" между собой соперничают...
- Жанры программ разведены. "Максимум" делает упор на скандалы, интриги, расследования, выдавая качественный продукт для той аудитории, которая этого требует. "ГГ" не ставит задач исключительно ухватить сенсацию, главное - рассказать неизвестное об известных людях. Или, напротив, о людях, которые только что стали известными, и о них заговорила вся страна.
- Многие сюжеты делаешь сам?
- Стараюсь делать репортаж в каждый выпуск. В "ГГ" не может быть классических, как в новостях, репортажей с места события. Мы вкрапляем в него бэкграунд, показываем редкие фото и домашнее видео.
"ГАСТАРБАЙТЕРЫ ОТ ТВ СНИМАЮТ ДЛЯ ЛЮМПЕНОВ"
- Татьяна Миткова как-то сказала, что в репортерской журналистике назрел кризис. Согласен?
- Да. Жанр в застое. Наступило время, когда от событий ждут одного - картинки. Пропала необходимость понимать и анализировать события. Многие мои знакомые признаются, что вообще перестали смотреть телевизор. Он у них работает как ретранслятор музканалов. Они включают его, когда появляется громкая новость. Увидел в интернете: катастрофа, смена правительства - включают "ящик", чтобы посмотреть, как это выглядит. Репортаж, востребованный в 90-е годы, сейчас никому не нужен. Юрий Шевчук очень точно назвал это: "И мечта у дверей ждет одной колбасы". Произошла некоторая люмпенизация зрителя и потеря качественной аудитории федеральных каналов. Думающие люди повернулись лицом к еженедельным журналам, интернету, платному ТВ. Где чаще встретишь включенный телевизор? В приемных, бытовках, шоферских, комнатах охраны. Я не пытаюсь разжечь социальную неприязнь, я только хочу сказать, что у этой категории людей запросы для ТВ невысоки.
Но и профессия репортера вошла в фазу люмпенизации. Хорошие спецкоры не востребованы, планка снижена. Раньше, если человек приезжал из региона и начинал работать в Москве на телеканале, это означало, что он творчески вырос, перерос периферийный уровень. А сейчас на центральном ТВ происходит примерно то же, что и на стройке. Люди неквалифицированные начинают заменять профи, так как у них запросы ниже и их проще использовать. Но к нашему каналу это относится в самой меньшей степени.
- Кто те люди, которые включают телевизор в 20.55 по воскресеньям?
- Это люди мыслящие, разных возрастов и доходов, профессий и политических взглядов. Это те, кому интересно происходящее вокруг, интересны люди, готовые поспорить. Наши зрители - все, кроме лохов.
- Много приходит откликов?
- Предлагают новых героев.
- Расскажи об изюминках программы.
- Мы не говорим, что делаем крутое ТВ и все, что было до нас, - ерунда. Но мы гордимся рядом своих находок. К примеру тем, что мы между собой в шутку называем "провальным планом". В студии есть зона, откуда мы можем подглядывать в реальное место события. Наше ноу-хау - стереометрия фотографий. Наши художники и режиссеры превращают старые снимки в объемные изображения, по которым можно попутешествовать, отметить отдельные детальки.
- Вы любите сводить героев своей программы, к примеру потомков Дантеса и Пушкина, актера Конкина и прототип Володи Шарапова - полковника милиции в отставке Владимира Чванова. Тоже фирменный стиль "ГГ"?
- Каждый раз мы не знаем, что выйдет из нашей затеи. Мы ничего не режиссируем, герои ведут себя естественно в предлагаемых обстоятельствах. Пьер Нарцисс сам выстроил свою линию поведения, определил, кому будет задавать свои вопросы о "наболевшем". Мы не знали, чем эта история закончится.
- Что считаешь своей самой большой удачей в журналистике?
- Приятно вспомнить, как нам удалось снять эксклюзив о том, как сменилась власть в Совете Федерации, когда в отставку ушел Егор Строев... Тогда группа депутатов хотела втихую взять ситуацию под свой контроль, сменить спикера. Но мы одни вычислили место их дислокации и явились с камерой.
"ЧИНОВНИКОВ СОСЛАТЬ В ШАНХАЙ И СТРОИТЬ ДОРОГИ"
- Ты ездишь на работу на метро, электричке и маршрутке. Неужели до сих пор не обзавелся автомобилем?
- Я перемещаюсь на тех видах транспорта, которые едут быстро. Пусть наши чиновники, обожающие загранкомандировки, съездят в Шанхай и посмотрят, как там построены дороги. А по приезде пусть сразу же принимаются за дело, отодвинув отчеты в сторону.
- Тебе впору об этом спецпрограмму снимать!
- Надо что-то делать! Я могу иногда сесть за руль, если буду уверен, что не встану в пробке. У родителей жены дача расположена в Красногорске. Электричка до Рижского вокзала идет 35 минут, а на машине я буду ехать 3 часа. Летом стараемся жить на даче, так как воздух в Москве ужасный. Мы видим то, чем мы дышим...
- Как ты отдыхаешь?
- Отпуск мне и не снился, в воскресенье - один выходной, стараюсь отоспаться, успеть переделать кучу дел, погулять с сыном.
- Не затеваешь новый проект?
- Любой творческий человек стремится к разнообразию проектов. "Главный герой" - не памятник, под которым я хотел бы лежать. Надеюсь, удастся еще удивить зрителя новыми жанрами и формами. Впрочем, я не собираюсь ограничиваться журналистикой и собираюсь поступить на MBA - Master of business Administration.
- Чего хочешь добиться в карьере?
- Для меня нет понятия "карьера", есть только творческий рост. Я бы книгу написал, но сегодня не пишет только сантехник Потапов. Не хочется присоединяться к плеяде графоманов. Может быть, когда-нибудь напишу что-нибудь о Китае.
НАШЕ ДОСЬЕ
Антон Хреков родился 27 октября 1975 года в Москве. Окончил Институт Азии и Африки ("История Китая и китайский язык", "Политология"). Заместитель директора по оперативному управлению программ дирекции праймового вещания НТВ, автор, корреспондент программы "Главный герой". Отец - Виктор Хреков - пресс-секретарь Управделами президента РФ. Мама - Татьяна Хрекова - проректор Института практического востоковедения. У Антона - армянские, украинские и греческие корни. В Таганроге, где родился Виктор Анатольевич, паспортистка допустила ошибку в написании фамилии его прадеда, так известный журналист вместо Грекова, стал Хрековым. Бабушка Антона до сих пор живет в Таганроге на Греческой улице.
КСТАТИ
Когда я попросила показать мне фото маленького Тимофея, Антон отказался, обосновав это тем, что на Востоке до года ребенка показывать не принято, дабы злые духи не причинили ему вреда. Глядя на малыша, взрослые поносят его обидными словами, чтобы сбить с толку этих самых духов.