Главная Жизнь Происшествия 00:01 19 Января 2024 2093
Дорога смерти

Правительство озаботилось ростом числа автомобильных аварий. Но пока что предлагаемые меры не срабатывают

Михаил Морозов, обозреватель «Труда», профессиональный водитель со стажем вождения 40 лет
Деятельная озабоченность налицо, но главным средством повышения безопасности опять видятся видеокамеры. Фото: 12.mchs.gov.ru, globallookpress.com

8 января в Новгородской области на скоростной платной трассе М11 «Нева» случилось массовое ДТП — 17 последовательных аварий, в которых участвовали свыше 50 автомобилей. В результате погибли четверо, в том числе ребенок. За трагедией в Сети наблюдала вся страна.

Все началось с кроссовера марки Chery под управлением 70-летнего пенсионера. Его занесло, он столкнулся с отбойником и встал на дороге. В него врезались другие авто, которые не успели затормозить на скользкой дороге в сложных погодных условиях, — и так по цепочке.

По версии правоохранительных органов, обнародованной сразу после аварии, причиной могли стать покрышки на Chery, «не соответствующие дорожным условиям». Также в качестве возможных причин называлась плохая работа дорожных служб. Следственный комитет возбудил дело по статье «о выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни», а УМВД России по Новгородской области — второе уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».

Эти две причины лежат на поверхности, думать особо не надо. К тому же водитель Chery погиб в ДТП после того, как в его авто врезалась другая машина, свалить на него вину просто. Что касается дорожных условий, то они были сложные из-за снега и снежной дымки, но трасса, по отзывам участников ДТП, была убрана.

Беды можно было бы избежать, если бы у водителя Chery имелась возможность убрать авто с дороги. Увы — трасса зажата металлическими отбойниками с двух сторон. Как заявил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, если бы не было правого отбойника, авария не собрала бы такого количества машин, и водители могли бы объехать ее по обочине или, в крайнем случае, съехать в кювет, чтобы избежать тяжелых последствий.

«Технологических дорог, съездов, карманов, какой-либо еще инфраструктуры для спасателей не предусмотрено. Трасса — смертельная ловушка: стоит зазеваться, и вторичная авария не заставит себя ждать. А дальше она становится массовой. В прошлом году спасатели уже эвакуировали людей с той же М-11 вертолетами, — говорит Шапарин. — Ничто не мешает убрать отбойник справа, он там просто не нужен. Там нет населенных пунктов, нет съездов. И животные на трассу не выйдут, потому что вдоль всей дороги стоит забор. Зато у водителей будет пространство для маневра:»

Но отбойник не убрали в прошлом году, скорее всего, не уберут и в нынешнем. Больше того, такую же смертельную ловушку устроили на новейшей трассе «Восток» Москва — Казань. Не потому ли, что отбойники — это дополнительные миллиарды «освоенных средств»? Немало этих средств было освоено при реализации национальных проектов «Безопасность дорожного движения» и «Безопасные и качественные автодороги». Стало меньше аварий и погибших. Но в прошлом году впервые с 2014 года печальные показатели поползли вверх. Общая аварийность на дорогах выросла на 4%, смертность — на 3%. А число опрокидываний автомобилей (по данным ГИБДД) за 8 месяцев прошлого года увеличилось на 24% — до 2800.

И вот правительство засучив рукава взялось за решение проблемы. Еще в прошлом году вице-премьер Марат Хуснуллин поручил Росавтодору, «Автодору», региональным властям и МВД до 1 декабря разработать планы по снижению аварийности на дорогах. Одним из главных направлений обозначена установка видеокамер в самых аварийных местах. Срок — до 1 марта 2024 года. Планы должны также предусматривать обустройство пешеходных переходов, совмещенных с «лежачими полицейскими» (это такие гигантские бугры на дорогах, которые даже на низкой скорости преодолеть непросто без ущерба для автомобиля), и установку светофоров с кнопкой вызова сигнала на нерегулируемых переходах.

Регионам предписано обратить на это особое внимание. А мы обратим внимание на то, что все эти меры предусматривают освоение немалых средств и использование всевозможных технических ухищрений. Деньги есть — ума не надо?

До 15 мая нынешнего года поручено провести ревизию двухполосных загородных трасс в местах, где разрешен обгон, и при необходимости нанести разметку 1.11 (разрешает обгон только с одной стороны) в зонах ограниченной видимости. Это поручение связано с тем, что с января по август 2023 года произошло более 6700 аварий на встречной полосе, погибли 2300 человек (на 5,3% больше, чем годом ранее).

Для снижения числа вылетов с трасс вице-премьер поручил нанести шумовые полосы на двухполосных дорогах при подъезде к поворотам и установить знаки «Направление движения» с целью «дополнительного информирования водителей и концентрации их внимания». И т. д. и т. п.

Деятельная озабоченность налицо, но главным средством повышения безопасности опять видятся видеокамеры. Между тем, как считают эксперты, места концентрации ДТП возникают из-за плохой организации движения. Однако местным властям проще не разбираться с этим, а поставить комплекс видеофиксации в надежде на дополнительный доход в бюджет. При этом, как полагает эксперт ОНФ Екатерина Соловьева, во многих регионах ГИБДД стало сложно контролировать водителей (особенно пьяных) из-за сокращения штата инспекторов, а видеокамерами все нарушения не выявить.

Как следует из видео, злополучный Chery на трассе М-11 занесло, когда он обгонял по крайней правой полосе другой автомобиль, следовавший в среднем ряду, но медленнее. А в этой крайней правой полосе оставался снежный навал, образовавшийся после уборки трассы от снега. Возможно, это и стало причиной заноса и последующей трагедии. В былые времена такой маневр назывался обгон справа и был запрещен правилами как наиболее опасный. Ныне же это обгоном не считается, разрешено ПДД и час-то является единственной возможностью обогнать машины, двигающиеся в крайних левых рядах значительно медленнее разрешенной скорости. И, как считают эксперты, такой своеобразный хаос на скоростных магистралях, когда транспортные средства двигаются беспорядочно с разными скоростями, нередко не давая обогнать (опередить), и является причиной ДТП.

Как еще, например, объяснить ДТП на скоростной трассе без светофоров и пересечений в сухой летний день в левых рядах? Нередко причиной являются сложные маневры, которые вынуждены совершать водители, пытающиеся объехать очередную блондинку, ползущую в левом ряду. Как известно, действующие ПДД запрещают движение в левых рядах при свободных правых. Но большинство водителей ничего знать о том не хотят, а ГИБДД за такие нарушения не штрафует. Видеокамеры на это тоже закрывают глаза. А между тем такие ситуации стали большой проблемой для скоростных трасс. Вроде бы дорога хорошая, а проехать трудно. В большинстве стран Европы это правило жестко контролируется и соблюдается. В некоторых имеется нижний порог скорости, с которой можно двигаться по каждой полосе. В этом случае соблюдается золотое правило безопасной езды: равномерное движение потока без резких ускорений и замедлений. Обогнал слева и встроился в правый ряд, двигающийся медленнее.

Нынешним авариям часто есть и другое объяснение: использование смартфонов за рулем. Это нарушение также не фиксируют видеокамеры, ГИБДД штрафует за него крайне редко. А между тем, если водитель Chery на трассе М-11 хотя бы на секунды отвлекся от дороги, читая СМС, это могло стать причиной потери контроля на сложной трассе. Ваш корреспондент зафиксировал два видео, когда на сухой московской трассе летом автомобили, следовавшие впереди, вдруг начинали вилять, заезжали в соседний ряд и сталкивались с попутными машинами. В обоих случаях это произошло из-за использования телефона за рулем. Но ГИБДД эту причину не фиксирует, поскольку установить ее сложно. Гораздо проще написать: не справился с управлением. А почему не справился — дело десятое...

Мало того, что при реализации программ безопасности доминирует монетарный подход, освоение средств, другими словами. Так еще и при наличии научных центров безопасности движения думать серьезно и советоваться с экспертами и практиками никто не хочет. Вот и получается, что, несмотря на реализацию масштабных нацпроектов, аварийность опять поползла вверх. И одними видеокамерами и штрафами эту проблему не решишь.

Между тем

Статистика фиксирует тревожное явление: увеличение наездов на пешеходов, в том числе на пешеходных переходах. Но никто и не собирается анализировать причины. А что мы видим на дорогах? Получившие безусловный приоритет пешеходы часто выбегают на переход, не заботясь, сможет ли водитель затормозить на скользкой дороге. Переходят дорогу, где кому вздумается. В случае чего виноватым назначат водителя... Чтобы сохранить жизни, нужно возложить часть ответственности на пешехода. Но об этом тоже никто не собирается думать. Ну и, конечно, водителей надо готовить гораздо серьезнее, чем сейчас. А не раздавать водительские права направо и налево, наделяя ими тех, кто едет, не ориентируясь в пространстве, знаках и дорожной разметке.

Громкая посадка заместителя министра обороны Тимура Иванова навевает не только тоску

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Сослуживцы называли Иванова «оборзевшим генералом». Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

Уже вторая неделя проходит под знаком скандала вокруг ареста замминистра обороны, объявленного организатором преступной группы взяточников. «Подумаешь, бином Ньютона!» — вскричал бы булгаковский Коровьев-Фагот, мало ли...

Причиной инцидента стал конфликт между девятиклассником и учительницей русского языка

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Члены организации «Русская община» блокировали школу в городе Батайске Ростовской области. Об этом сообщил Telegram-канал Baza. Инцидент произошел утром в четверг, 25 апреля, в школе №4. По словам очевидцев, учебное заведение окружили...

Это прозвище депутата от Приозерского района, бизнесмена Александра Цветикова. Который явился с повинной в СКР

Ирина Смирнова
Труд
Бизона «подтянули» по делу о двойном убийстве 30-летней давности. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

После беседы с оперативниками РУБОП 50-летний депутат от Приозерского района, владелец фирм и газеты «Приозерские ведомости», а, по версии Общественной палаты Ленобласти, еще и «выдающийся ленинградец»,...

Глава управления МЧС по Ростовской области Сергей Филиппов переоделся в спортивный костюм и… угнал у коллег из Новошахтинска пожарную машину

Юрий Ряжский
Труд
Что об «уроке» сказали ростовские пожарные, точно неизвестно. Но догадаться можно. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Понедельник — день тяжелый. Даже если на него приходится всенародно любимый праздник — День дурака. В этом смогли убедиться сотрудники одной из пожарных частей города Новошахтинска. У которых глава управления...

Пилоту Николаю Виноградову не раз приходилось встречаться с неадекватными пассажирами

Анатолий Журин
Труд
Командир корабля Николай Виноградов (слева) со своим геройским экипажем. Фото из личного архива Николая Виноградова

Пассажирам Superjet 100 авиакомпании «ИрАэро», вылетавшим в ночь на 1 апреля из Иркутска во Владивосток, было совсем не до шуток. Самолет уже двинулся к взлетной полосе, когда экипаж вдруг...

Происшествия 00:12 / 05 Апреля 2024 4523
Взрывная волна

На определение размеров компенсации пострадавшим от атаки дрона в Петербурге ушел месяц. Суммы чиновники насчитали довольно скромные

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Были повреждены фасады двух пятиэтажек, остекление балконов и окон. Фото: Stringer/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Спустя месяц после атаки беспилотника в Петербурге пострадавшие получили выплаты. Ранним утром 2 марта беспилотник врезался в пятиэтажку на Пискаревском проспекте, последовал взрыв. Жильцов из поврежденных домов экстренно...

Он скончался в салоне самолета, стоявшего на жаре в ожидании вылета

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Сначала давняя история. В октябре 1986-го меня угораздило лететь во Вьетнам. Аэробус, 420 пассажиров со всей страны — Москва, Ленинград, Тюмень, Башкирия, Эстония... И 20 часов лета с двумя остановками:...

Очередной сезон электросамокатов в городе на Неве начался, как и ожидалось, с травм и человеческих трагедий

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Шансы пешеходу остаться в живых или не стать калекой стремительно уменьшаются. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Больше всего страдают пешеходы, по чьим ногам несутся новые гунны на средствах индивидуальной мобильности. Ночью 2 апреля в больницу попала петербургская пенсионерка, получившая переломы ног на Ленинском проспекте в результате...

По данным столичной прокуратуры, для установления причины смерти будет проведена судебно-медицинская экспертиза

Фото: Vladimir Baranov, globallookpress.com

Скелетированные останки человека обнаружены в лесу в Новой Москве. Об этом сообщает пресс-служба столичной прокуратуры в своем Telegram-канале. «В лесном массиве вблизи поселка Кокошкино в Новой Москве обнаружены скелетированные останки...

В нем находились американский ПТРК Javelin, два шведских РПГ Sakrat и другое оружие

Фото: «Альфа Спецназ», globallookpress.com

Сотрудники управления Федеральной службы безопасности по Донецкой Народной Республике и органы военной контрразведки Центрального военного округа обнаружили в пригороде Авдеевки заминированный тайник с иностранным оружием. Об этом сообщает РИА...

Трамвай выполнен в ретро-стиле, но при этом «нафарширован» самой современной электроникой 

Трамвай «Довлатов». Фото: https://rostec.ru

Двухсекционный трамвай нового поколения «Довлатов», оснащенный искусственным интеллектом, въехал в толпу пешеходов в Санкт-Петербурге. Инцидент произошел в пятницу, 12 апреля у станции метро «Приморская». В результате...

Как пишет Telegram-канал «Военное дело», они могли попасть под удар Вооруженных сил РФ на полигоне в районе Чугуева

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

В Харьковской области мог быть уничтожен начальник украинской военной разведки Кирилл Буданов (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга) или главнокомандующий вооруженных сил Украины (ВСУ) Александр Сырский. Об этом сообщил...

Также российская авиация отбомбилась по Криворожской ТЭС и месту дислокации украинских военных в Сумской области 

Кадр видео с YouTube

Воздушно-космические силы России нанесли серию ударов по украинскому предприятию «Мотор Сич» в Запорожской области, имеющему ключевое значение для украинской оборонки. Об этом в пятницу, 12 апреля сообщил координатор николаевского...

Попытки укрепить дамбу были начаты еще до прорыва, но строителям не хватило времени 

Кадр с Telegram-канала Mash

Власти Оренбургской области направили на борьбу с прорывом дамбы 33 большегрузных самосвала. Об этом вечером пятницы, 5 апреля сообщил руководитель пресс-службы регионального управления МЧС России Александр Ситников. «Проводится эвакуация...

Очередная катастрофа канула в историю, как автобус в Мойку?

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

О том, что с общественным транспортом в Петербурге большая беда, писано-говорено на сто лет вперед. Множество случаев воспламенившихся лазурных автобусов, череда смертельных ДТП — с уснувшим водителем, с отказом...

Следователи выяснили, что 42-летний Александр Быданов страдает от сильных болей в спине и принимает сильнодействующие препараты 

Александр Быданов. Фото из соцсетей

42-летний житель города Апатиты Александр Быданов, задержанный накануне за нападение на губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, в ходе допроса объяснил следователям, что толкнуло его на такой поступок. Об этом в пятницу, 5 апреля сообщает...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?