Главная Работа 00:02 18 Декабря 2015 4596
Штурвал как дышло...

Эхо катастрофы Boeing-737 в Казани докатилось через два года до скандала

Анатолий Журин

С декабря Межгосударственный авиационный комитет лишился права сертифицировать воздушные суда, двигатели и аэродромы. В правительстве говорят, что передача этих функций Росавиации, Минтрансу и Минпромторгу повысит безопасность полетов. Хотя в перечисленных ведомствах для этой работы нет ни опыта, ни соответствующих специалистов. Попробуем разобраться, в чем тут логика?

Правительственное решение последовало вслед за скандалом, разразившимся между Росавиацией и МАКом. Накануне авиарегистр приостановил действие сертификатов на самолеты семейства Boeing-737, эксплуатируемые в России. Многие этот демарш расценили как месть за лишение Росавиацией сертификата эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро», близкой председателю МАКа Татьяне Анодиной. Однако в распоряжении «Труда» оказались документы, которые проливают свет на подоплеку конфликта, связанного с катастрофой пассажирского самолета два года назад.

Напомним, что 17 ноября 2013 года в казанском аэропорту разбился Boeing-737 авиакомпании «Татарстан». Погибли 50 пассажиров и членов экипажа. Данные бортовых самописцев шокировали специалистов. При уходе на второй круг один из летчиков отключил автопилот и взял управление на себя. В результате ошибок в пилотировании самолет сначала резко задрал нос, а потом свалился в пикирование...

Спустя два года в Министерстве транспорта РФ оказался документ, направленный туда руководством МАКа, — с информацией, которая обычно не разглашается. В письме чиновникам этого ведомства напоминают, что причины казанской катастрофы члены комиссии по расследованию установили оперативно. Уже через месяц отчет был озвучен на разборе с участием авиаперевозчиков, затем — на совещании с участием чиновников Минтранса и депутатов. Картина вскрылась вопиющая: «Обязательная программа первоначальной теоретической подготовки командиров воздушных судов ГА, предусмотренная правилами полетов летного состава авиакомпании, командиром Boeing-737 пройдена не была... Проверка техники пилотирования, записанная в летной книжке КВС 01.09.2013, по факту не проводилась... На день авиационного происшествия КВС не имел права выполнять полеты...».

Командир до того, как возглавить экипаж, имел свидетельство штурмана, а второй пилот — бортмеханика. Как же они оказались за штурвалом? Учебное заведение Татарского МТУ ВТ Росавиации утвердило направление на переучивание на Boeing-737 человека с фальсифицированным свидетельством пилота, а попустительство надзорных структур позволило севшему в командирское кресло получить документы без прохождения необходимой подготовки. Все это, посчитала комиссия, «свидетельствует о недостаточном уровне контроля за безопасностью полетов в отрасли в целом».

После таких выводов, подтвержденных документально, должны были полететь головы больших чиновников. Но вместо этого с подачи Росавиации появилась другая версия: причиной катастрофы в Казани мог быть... отказ системы управления рулем высоты. В результате отчет с предварительными выводами положили под сукно. Члены российской комиссии совместно с американскими специалистами в США приступили к проведению специальных комплексных и стендовых испытаний рулевых приводов, включая их компьютерную томографию, исследование основных распределительных узлов. Наконец, в апреле уже 2015 года все сошлись на том, что первоначальный вердикт расследователей был верным. Под окончательным вариантом отчета поставили свои подписи все члены комиссии, включая представителя Росавиации. Причем документ был согласован и с государствами, участвовавшими по международным правилам в этом затянувшемся расследовании: США, Великобританией, Бермудами и Францией.

Но оказалось, что до финала эпопеи еще далеко. В июне представитель Росавиации неожиданно отзывает свою подпись, возвращая историю к ее началу. В «особом мнении» ведомства снова появляется запись «отказ рулевого управления привода системы управления рулем высоты».

А следом из Росавиации отправляются официальные письма в МАК, где говорится о необходимости доработок машины производителем Boeing, чтобы обеспечить ее безопасную эксплуатацию. Как принято в таких случаях, комиссия по расследованию переслала «особое мнение» в Национальный комитет США по безопасности на транспорте. А МАК, опять же в соответствии с регламентом и межправительственным соглашением между РФ и США о повышении безопасности полетов, направил запрос в Федеральную авиационную администрацию США (именно этот орган осуществлял первичную сертификацию Boeing-737).

Можно представить, с какими лицами за океаном читали эти бумаги с «особым мнением»... В итоге из Америки даже не стали отвечать на запрос и не прислали официальное письмо с подтверждением, что самолеты типа Boeing-737 пребывают в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию. В этой ситуации МАК формально был обязан приостановить сертификат на эксплуатацию самолета. Что и сделал, вызвав бурю в прессе, авиационных кругах и властных структурах.

Пока ответа на письмо МАКа от министерства нет. Зато в поте лица трудятся чиновники Росавиации. Ведь после казанской катастрофы целый букет серьезнейших недостатков в подготовке летного персонала выявила не только комиссия по расследованию, но и Следственный комитет РФ. Пытаясь погасить назревавший скандал, чиновники Росавиации принялись закрывать расплодившиеся по стране АУЦы — учебные центры в Калуге, Питере, других городах. По нашим сведениям, создатели некоторых центров уже стали фигурантами уголовных дел. Шутка сказать: за два года после катастрофы в казанском небе были отозваны более 200 свидетельств пилотских удостоверений, признанных незаконными! А сколько еще осталось?

В процессе расследования комиссия проводила тест. На выбор нескольким десяткам пилотов российских авиакомпаний предложили на тренажере Boeing-737 смоделировать вывод самолета из нештатной ситуации — подобной той, что привела к трагедии в Казани. Так вот, девять из 10 пилотов экзамен без помарок сдать не смогли. А один из пилотов трижды «убился», заходя на посадку. После чего надел форменный китель и удалился, сообщив, что тренироваться ему некогда — через полчаса вылет в очередной рейс...

Остается добавить, что решение о распределении полномочий МАКа между Минтрансом, Росавиацией и Минпромторгом вызвало тихую панику на авиапредприятиях. Ни в одной из назначенных организаций сегодня просто физически нет квалифицированных кадров для исполнения переданных функций по сертификации аэронавигационного оборудования, летающей техники, аэродромов. В результате возникли нестыковки. Так, отсутствие нового регламента поставило в тупик специалистов концерна «Алмаз-Антей», которому в ближайшее время предстоит сертифицировать ряд объектов для аэропорта Внуково. Не говоря уже о дополнениях в сертификат локатора обзора летного поля, вызвавшего вопросы в ходе расследования катастрофы, в которой погиб президент французской нефтяной компании Total.

Неясно также, как воспримут документы новых структур авиационные власти других стран. Ведь существовавшее до сегодняшнего дня распределение функций между МАКом и российскими авиавластями определено не только законодательными актами РФ, межправительственными соглашениями России с Индией, Китаем и США, но и соглашениями между МАКом, Минтрансом, Минпромторгом, МЧС, Минобороны и другими федеральными органами. Ну и в довершение предстоит денонсировать соглашения, заключенные государствами СНГ при создании МАКа в 1991 году.

Поздно сотрясать воздух? Но в любом случае при таких структурных реформах во главе угла должны быть интересы отечественных производителей и пассажиров, а не ведомственные амбиции и стремление уйти от ответственности за упущения в работе. Пока же происходит ровно обратное. Так может, для начала в целях усиления контроля государства за обеспечением безопасности полетов и поддержанием летной годности судов хотя бы перевести всю иностранную технику, эксплуатируемую российскими авиакомпаниями, в государственный реестр и государственную регистрацию РФ? Ведь наша страна — единственная из авиационных держав — регистрирует эти машины в оффшорах...

А в это время

Российские авиакомпании на днях получили из Росавиации телеграмму «относительно проработки членами ИГИЛ возможности совершения АНВ в отношении российского воздушного судна в одном из иностранных аэропортов». В частности, речь идет о скрытом проносе на борт воздушного судна «элементов взрывных устройств, размещенных в различных контейнерах», а также «средств инициирования и управления в мобильных телефонах и электробытовых приборах». Кроме того, террористами «рассматривается возможность совершения АНВ с использованием беспилотных летательных аппаратов, способных подниматься на высоту до 6 км».

 

Российским аэропортам грозит дефицит авиадиспетчеров и другого обслуживающего персонала

Анатолий Журин
Труд
Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

Российские аэропорты в ближайшее время могут столкнуться с массовыми увольнениями авиадиспетчеров и другого обслуживающего персонала. Об этом корреспонденту «Труда» сообщил президент Федерального профсоюза авиационных...

В органах внутренних дел – вернее, из оных – наблюдается повальное бегство опытных участковых

Алекс Зверев
Труд
В руководстве МВД нарисовали картину кадрового дефицита, близкую к катастрофической. Фото: Илья Московец/Ura.ru, globallookpress.com

В прошлом году из полиции уволилась половина опытных участковых, общее количество вакансий по ведомству превысило 172 тысячи единиц, из-за чего количество ежесуточных нарядов сократилось на четверть. Такую близкую к катастрофической...

Оказалось, что в наш сериальный век для того чтобы стать киноактрисой, достаточно иметь чемодан, коньки и говорить по-китайски

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Однако, как выяснилось, для кино - и халат халату рознь! Фото: Jochen Tack/imagebroker.com, globallookpress.com

Когда-то я наивно полагала: для того чтобы стать киноактрисой, нужны талант, молодость и яркая внешность. А оказалось, что в наш сериальный век достаточно иметь чемодан, коньки и говорить по-китайски. Российская «фабрика...

Преференции в получении вида на жительство – адресная мера, которая должна предоставляться специалистам с редкими компетенциями, подчеркнули в ведомстве 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Список профессий, дающих иностранным гражданам возможность в упрощенном порядке получать вид на жительство в России, предложили сократить до 31 позиции вместо нынешних 203. С соответствующей инициативой, по данным РИА Новости, выступило Министерство...

Работа 00:09 / 07 Марта 2025 4774
Чего хочет женщина?

Суфражистки прошлого века сейчас бы плакали, потому что бороться им не за что

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Jacqui Henshaw/moodboard, globallookpress.com

Я зависла вниз головой на йоге в гамаках. Вокруг меня, словно летучие мыши, покачиваются женщины ХХI века. Мир перевернулся, а для гармонии и мы вместе с ним. Изо всех сил пытаюсь ни о чем не думать...

Кроме того, выяснилось, что социальные пособия в стране получает гораздо больше народу, чем в ней живет

Фото: Aaron Schwartz/Consolidated News Photos, globallookpress.com

Глава департамента эффективности государственного управления (DOGE) в администрации президента США Илон Маск заявил, что в системе социального обеспечения страны числятся как живые люди, которым по несколько сотен лет от роду. «Согласно...

Ранее жители Череповца пожаловались на завоз шести тысяч мигрантов для строительства промышленного объекта

Фото: Илья Московец/Ura.ru, globallookpress.com

Власти Вологодской области ввели запрет на привлечение иностранных рабочих к строительным работам в регионе. Как сообщает ТАСС, на официальном правительственном портале правовой информации опубликовано соответствующее постановление губернатора...

«Приоритет здесь — безопасность общества и граждан, сбережение нашей культурной идентичности», - подчеркнул президент

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Президент России Владимир Путин потребовал от сотрудников правоохранительных органов выявлять и пресекать деятельность каналов нелегальной миграции. Об этом сообщает ТАСС. «Серьезные задачи стоят перед МВД в миграционной сфере. Приоритет...

У выходца из Узбекистана Аваза Ибройимова остались четверо детей; их мать через суд требует с экс-работодателей мужа компенсацию по утере кормильца. Она обратилась в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к ответственности виновных в гибели супруга

Николай Добров
Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Осенью 2021 года на стройплощадке в Калининградской области погиб рабочий-мигрант из Узбекистана Аваз Ибройимов. СМИ много писали об этой истории; из публикаций известно, что рабочий сорвался с большой высоты на строящемся объекте на острове...

Эта мера коснется более четырех миллионов пенсионеров

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

С 1 апреля социальные пенсии будут увеличены на 14,75%. Об этом, как сообщает ТАСС, рассказал член комитета по бюджету и налогам Государственной думы Никита Чаплин (партия «Единая Россия»). «Индексация социальных пенсий -...

По словам доцента кафедры РЭУ имени Г. В. Плеханова Людмилы Ивановой-Швец, таковых может насчитываться более 820 тысяч человек 

Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

20-30% работников на российском рынке не оформлены официально и получают зарплату по «серым» схемам. Об этом в среду, 19 марта заявила доцент кафедры ТПП «Управление человеческими ресурсами» РЭУ имени Г. В....

Увеличивается норматив финансирования на каждого ученика

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Учителя подавляющего большинства школ Москвы будут получать более высокую зарплату. Об этом заявила в эфире телеканала «Россия 1» заместитель мэра российской столицы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. «Учителя,...

Согласно прогнозам, быстрее всего будет расти сфера персональных услуг 

Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Министерство труда и социальной защиты РФ определило отрасли, которые к 2029 году потребуют наибольшего количества специалистов. Об этом в понедельник, 24 марта сообщает РБК. Как отмечается в прогнозе на 2024–2029 годы, составленном специалистами...

Владимир Колокольцев отметил, что контроль за оперативной обстановкой требует переработок, что вызывает дальнейший отток кадров

Фото: Илья Московец/Ura.ru, globallookpress.com

В 2024 году из российских органов внутренних дел уволился каждый второй участковый инспектор полиции с выслугой от 10 лет. Об этом, как передает ТАСС, сообщил глава МВД РФ Владимир Колокольцев. «В среднем по России за последние пять лет...

Как пояснил глава ведомства Антон Котяков, выходные 23 февраля и 8 марта перенесут на майские праздники 

Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

В этом году работающие россияне останутся без сокращенных рабочих недель в связи с празднованием Дня защитника Отечества – 23 Февраля – и Международного женского дня 8 Марта. Оба праздника в 2025-м выпадают на выходные дни. Как сообщил...

Они увеличатся на 14,75% - в соответствии с темпами роста величины прожиточного минимума

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

С 1 апреля социальные пенсии в России будут проиндексированы на 14,75%. Как сообщает ТАСС, об этом рассказал премьер-министр правительства РФ Михаил Мишустин. «Подготовлено постановление, согласно которому с 1 апреля на более чем 14,5%...