20 ноября, в 91-й день рождения Майи Плисецкой, в Москве появится памятник великой балерине. Редкий случай, когда споров по поводу уместности нового монумента и его художественных качеств не ожидается.
Идея создать скульптуру возникла три года назад у... самой Плисецкой. Рассказывает автор, скульптор Виктор Митрошин: «Позвонила Майя Михайловна: «Листаю твой буклет и думаю — давно ты меня не лепил...»
Еще в 1994-м, в пору подготовки первого балетного конкурса «Майя» в Петербурге, Виктор Митрошин вылепил с Плисецкой скульптурный приз конкурса. И, конечно, осенью 2013-го ваятель воспользовался приглашением великой балерины: «Привез эскиз, Майя Михайловна стала критиковать: «Тут у меня суставчик не такой, руки и шею хотелось бы подлиннее... В общем — сделай мне стерву!»
Пришло естественное решение лепить Плисецкую в самой ее легендарной роли — Кармен. Через полтора года Майи Михайловны не стало. И скульптура обрела новый смысл — памятника. Митрошину помогала советами известная балерина Татьяна Предеина. А главным критиком стал композитор Родион Щедрин, муж Плисецкой. На первый вариант он отозвался: «Ну, это не балерина. И стоит низко, все будут лапать». На второй: «Балерина, но не Майя». И только третий одобрил: «Вот это — Майя!»
«Сквер Плисецкой». Снимок сделан вчера из окна редакции газеты «Труд». Фото Василия Щурова
Митрохин и его соавторы, архитекторы Алексей Тихонов и Василий Перфильев, установили четырехметровую фигуру на пуантах на пятиметровый пьедестал. Композиция выглядит устремленной вверх и очень естественной в образовавшемся несколько лет назад сквере на Большой Дмитровке. Место это, как напомнил глава столичного департамента культуры Александр Кибовский, сразу получило народное название «сквер Плисецкой» благодаря громадному, во всю стену, граффити балерины, созданному бразильским художником Эдуардо Коброй.
«Пространство угадано очень точно, — говорит знаменитый коллега Плисецкой Владимир Васильев. — И образ тоже. Я как-то написал ей эпиграмму, начинавшуюся словами: «Я птица вольная. Я Майя...» Она действительно была птицей вольной, поднимавшейся над всеми нами».
Памятник, как пояснил замминистра культуры РФ Александр Журавский, обошелся в 20 млн рублей. Эти деньги министерство собрало из внебюджетных источников, внес свой вклад и фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова.
Если бы так же благополучно серия памятников великим артистам Большого театра и продолжилась... Тот же Владимир Васильев посетовал, что не удалось «пробить» монумент легендарной Галине Улановой в 2010 году к ее 100-летию, «остается слабая надежда на 110-летие». А Александр Кибовский заметил «Труду», что сам департамент культуры памятники не ставит, он лишь может принять опеку над уже готовым монументом — охранять, чистить, ремонтировать...