Резкой критике подверг работу правительства председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков на недавнем заседании Генсовета ФНПР. В жесткой манере он рассказал о ситуации в экономике, опасных антикризисных мерах и попытках решить проблемы за счет населения. Ситуацию нужно срочно исправлять, а власть обязана прислушаться к мнению профсоюзов, считает лидер ФНПР. Приведем наиболее важные и острые выдержки из его выступления.
О проекте бюджета страны
— Мы не считаем новый бюджет страны социальным. Возникает много вопросов по его исполнению. У нас нет иллюзий, будто финансово-экономический блок правительства не предложит сокращения социальных статей. С одной стороны, прогнозируется рост реальной заработной платы, дохода населения и потребительского спроса в ближайшие три года, но непонятно, за счет чего будет обеспечен этот рост. Вновь не предусмотрена индексация фонда оплаты труда работников бюджетной сферы. Вопрос о повышении МРОТ в следующем году пока не решен. Увеличение пособия по безработице не предусмотрено. Последний раз оно повышалось семь лет назад. Несмотря на сокращение количества работоспособного населения, планируется дальнейшая оптимизация — читай, сокращение — работников государственного сектора. Мы выступаем против такой финансовой бюджетной политики!
О минимальной зарплате
— Повышение минимальной зарплаты под вопросом. Правда, в ФНПР поступил законопроект об установлении с 1 июля следующего года МРОТ в размере 7800 рублей в месяц. Но это менее 73% от прожиточного минимума трудоспособного населения, который прогнозирует Минэкономразвития! То есть можно поставить крест на достижении минимальным размером оплаты труда величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Стоит отметить, что сейчас соотношение МРОТ и прожиточного минимума составляет 73,6%.
Об индексации пенсий
— В соответствии с прогнозом, даже при индексации пенсий в ближайшие годы будет происходить снижение их покупательной способности. Увеличение пособия по безработице не предусмотрено. Последний раз оно повышалось в 2009 году, с тех пор потребительские цены выросли на 86,4%. В результате в ближайшие три года ожидается дальнейший рост граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
Считаю, что при рассмотрении бюджета в Государственной думе в него должны быть внесены серьезные изменения. Тем более что сейчас мы имеем дело с новым составом депутатов, которые только что избраны и в период избирательной кампании буквально землю ели, заверяя население и профсоюзы в своей социальной ориентации.
О ситуации в российской экономике
— Экономика России продолжает сжиматься. ВВП падает. Замедляется промышленное производство. Как результат, снижается платежеспособный спрос: в прошлом году оборот розничной торговли сократился на 10%, в январе — августе этого года — на 5,6%. Эти цифры выглядят абстрактно. Но если рассмотреть их в контексте действий финансово-экономического блока правительства, то мы увидим: кабинет в очередной раз перекладывает ответственность за свою экономическую политику на население.
Новая мантра — инвестиционно-сберегательная экономика. Сокращено финансирование отраслей социальной сферы, заморожена индексация фонда оплаты труда бюджетников, понижены целевые показатели роста зарплаты отдельных категорий работников, отменена вторая индексация пенсий в этом году. В сочетании с традиционной установкой бизнеса сокращать «издержки на труд» все это уже привело к существенному снижению уровня жизни населения. Прямо скажем: за последние пару лет произошло настоящее обнищание населения! Около 9% работников получают зарплату ниже величины прожиточного минимума, 50% работников получают около 25 тысяч рублей. Для сравнения: минимальный потребительский бюджет, рассчитанный ФНПР в конце 2011 года, составляет в нынешних ценах уже 26,8 тысяч рублей.
На 1 сентября задолженность по зарплате в средних и крупных организациях составила 3,5 млрд рублей. Пик задолженности был пройден в апреле, однако ее уровень все еще остается высоким. При этом среднемесячная зарплата в реальном выражении уже опустилась ниже уровня 2011 года, а в номинальном — на уровень 2014 года. По прогнозу Андрея Клепача, в прошлом замминистра экономического развития, а ныне зампреда Внешэкономбанка России, доходы граждан вернутся на докризисный уровень к 2020 году. Минэкономразвития заявило, что экономика страны сможет восстановиться до уровня 2014 года к 2018-му, при этом доходы населения не достигнут прежних показателей.
Казалось бы, куда уж хуже? Тем не менее от правительства продолжают поступать предложения решить ситуацию за счет населения. Так, по информации ряда источников и СМИ, Минфин России то предлагает сократить (с 45,8 млрд рублей до 13 млрд) расходы, которые Минздрав попросил у правительства в рамках плана действий в экономике на текущий год на обеспечение лекарствами и оперативным лечением больных. То предлагает повысить в стране пенсионный возраст до 65 лет и для мужчин, и для женщин. То отказаться от индексации пенсий работающим пенсионерам, от права на досрочную пенсию в связи с работой во вредных и опасных условиях труда и сократить бюджетный трансферт в Пенсионный фонд.
О пенсионной реформе
— В последнее несколько лет финансово-экономический блок правительства постоянно делает информационные вбросы о необходимости экстренного повышения пенсионного возраста, ликвидации института досрочных пенсий, возобновлении функционирования накопительного компонента в обязательном пенсионном страховании, прекращении выплат пенсии работающим пенсионерам и другие.
Нам предлагают произвести модернизацию пенсионной системы России в период сложных мировых экономических отношений, когда федеральный бюджет наиболее уязвим, экономика страны требует скорейшей модернизации, а рынок труда под риском роста безработицы. К тому же далеко не все предлагаемые способы реформирования соответствуют принципам социального страхования. В этом виде страхования нельзя следовать только абстрактной целесообразности балансировки бюджета страховщика, необходимо учитывать социальную составляющую и ответственность за положение трудящихся.
Вопрос о повышении пенсионного возраста неоднократно обсуждался в профсоюзных организациях, на научных семинарах и в средствах массовой информации. На предложение о повышении пенсионного возраста ФНПР публично заявляла о несогласии с таким подходом. Мы оцениваем его как попытку переложить ответственность за ошибочные решения и просчеты в реализации пенсионной реформы на плечи работающих граждан. В стране есть множество проблем, до решения которых вопрос о повышении пенсионного возраста невозможно даже обсуждать. Это низкая продолжительность жизни, заболеваемость в старших возрастах, мизерные зарплаты и пенсии, проблемы на рынке труда и т. д.
Повышение пенсионного возраста приведет к росту безработицы и снижению уровня жизни малообеспеченных семей, для финансового поддержания которых вынуждены работать относительно молодые пенсионеры. Непродуманное реформирование пенсионной системы может привести к социальному взрыву, подрыву доверия к государственной власти, нарушению ранее достигнутых договоренностей между социальными партнерами.
В июле профсоюзная сторона РТК выступила с требованием наложить мораторий на очередную непродуманную реформу пенсионной системы. С таким же заявлением сегодня мы вынуждены вновь обратиться к правительству.
О политике Центробанка
— В сентябре Банк России опубликовал проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Но там нет ничего нового. Центральный банк по-прежнему видит свою главную задачу в стабилизации финансовой системы, преж-де всего — в поддержании низкого уровня инфляции на уровне 4%. Достижимо? В теории — да. Такой уровень неоднократно определялся в качестве приоритета. Однако в новейшей истории России никогда не достигался.
Мы знаем цену, которую ЦБ заставил заплатить граждан России и экономику страны за свои попытки добиться низкой инфляции в 2014 году. Тогда в конце года Банк России отпустил рубль в свободное плавание и повысил ключевую ставку почти в два раза — до 17%. Таким образом, отечественные предприятия оказались отрезаны от доступных внутренних кредитов, а граждане страны столкнулись с ростом цен на все импортные, а впоследствии — и на отечественные товары.
С 19 сентября ключевая ставка установлена в размере 10%, и снижать ее далее планируют не ранее второго квартала следующего года. То есть до этого времени доступный кредит для предприятий будет закрыт, и не факт, что появится после. По мнению ЦБ, стимулирование промышленности будет проходить за счет населения. Добавлю — обнищавшего в том числе в результате политики ЦБ.
На этом фоне цинично выглядит одна из важнейших деталей проекта основных направлений: Банк России обращает внимание на вред социального неравенства. И декларирует, что траты наиболее богатых семей осуществляются в формах, которые не способствуют экономическому развитию России. То есть Банк России говорит о том, что социальное неравенство нужно искоренять, но своими действиями вызывает противоположный эффект, а экономической политикой заниматься вовсе не собирается.
О плане правительства
— В феврале правительство представило очередной план действий по обеспечению стабильного социально-экономического развития страны. Мы неоднократно обращали внимание разработчиков плана на то, что он не рассчитан на серьезную поддержку реального сектора экономики и стимулирование внутреннего потребительского спроса. Направляли свои предложения в правительство еще на этапе проекта плана. Эти предложения хорошо известны: повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума; проведение мониторинга сбалансированности бюджетов субъектов с целью обеспечения социальных выплат и необходимых средств на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы во исполнение указов президента РФ; введение ограничений на оплату труда топ-менеджмента государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в собственности Российской Федерации; установление необлагаемого уровня доходов физических лиц в размере прожиточного минимума; установление в 2016 году моратория на все решения и инициативы органов исполнительной власти, приводящие к повышению прямых и косвенных сборов с населения; повышение максимального размера пособия по безработице.
Предложения профсоюзов были услышаны, но не были учтены. Как сейчас модно говорить, «я вас услышал». Что в результате? Почти по всем пунктам плана правительства под результатом понимается либо формальное принятие нормативного правового акта, либо такое же формальное выделение финансовых средств, размер которых изначально не позволял справиться с проблемой.
О поддержке занятости населения
— В отличие от банковской системы с поддержкой занятости населения ситуация сложнее. В этом году так называемые дополнительные меры подверглись сокращению финансирования из федерального бюджета до 3 млрд рублей по сравнению с 5,2 млрд в 2015-м. Выросла нагрузка на региональные бюджеты. В прошлом году обязательная доля финансирования мероприятий по обеспечению занятости из региональных бюджетов составляла 5%, а сейчас — 30%. Некоторые регионы не могут найти средства для участия в программе, а значит, и финансирование из федерального бюджета им предоставлено не будет.
Результат ошеломительный: по состоянию на 10 августа количество заявленных участников дополнительных мероприятий за год составило 70,7 тысячи человек. При этом, по данным Росстата на август, в России по методологии МОТ насчитывается 4 млн безработных. Но раз Минтруд не справляется с поддержкой занятости населения, ему «на помощь» приходят другие министерства. Летом этого года Минэкономразвития направило в Российскую трехстороннюю комиссию законопроект «О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». Предложения Минэкономразвития сводятся к следующему.
Во-первых, законопроектом расширяется перечень юридических лиц, имеющих право на привлечение работников в рамках трехсторонних трудовых отношений.
Во-вторых, законопроектом предлагается регулировать такие трехсторонние трудовые отношения не в рамках Трудового кодекса, а отдельным федеральным законом.
В-третьих, никаких особенностей регулирования труда работников, которые направляются для работы к юридическому лицу, не являющемуся частным агентством занятости, не прослеживается.
По сути Минэкономразвития в не очень завуалированном виде предлагает на легальных основаниях использовать заемный труд, выводя привлекаемых к нему работников из-под действия Трудового кодекса. Это означает, что такие работники не смогут реализовать ни право на защиту профсоюзами, ни право на заключение коллективного договора, ни иные права, которые распространяются на работников трудовым законодательством. Если данный законопроект будет принят, то он создаст прецедент принятия подобных законопроектов, которые посыплются друг за другом, что постепенно полностью размоет трудовое законодательство. Поэтому ФНПР выступает категорически против данного законопроекта!
О выборах и борьбе
— На выборах в Госдуму мы поддержали федеральный список партии «Союз Труда» и профсоюзных кандидатов, баллотировавшихся по списку партии «Единая Россия». Выдвигать свой список было серьезным испытанием. Несмотря на продекларированное упрощение избирательного законодательства, на практике мы столкнулись с тем, что собрать нужное число подписей в подобные сроки и с подобными претензиями к их качеству практически невозможно. Не менее 200 тысяч подписей и не более 210 тысяч, 43 параметра, по которым можно признать подпись недействительной, и примерно две недели на сборы. «Союз Труда» при поддержке профсоюзных организаций сдал нужное число подписей, но был остановлен Центризбиркомом по формальным претензиям.
Опыт «Союза Труда» был первым опытом участия в выборах федерального уровня лейбористской партии за всю историю России. Это был серьезный шаг. Выборы на Госдуме не закончились. Нам нужно уже сегодня готовить и продвигать наших товарищей на тех выборах, которые предстоят — на муниципальном и региональном уровнях. Чтобы эффективнее противостоять либеральным идеям и отстаивать свою позицию на трехсторонних переговорах с властью и бизнесом, профсоюзам нужно быстрее и жестче идти по пути объединения и усиления. Только это даст новые аргументы на переговорах.
Там, где слышат разум, — мы должны быть разумом. Там, где слышат силу, — мы должны быть силой.