Главная Культура 00:03 18 Ноября 2016 16250
«28 панфиловцев»: гром войны

На экраны выходит долгожданный народный фильм

Леонид Павлючик

Это может показаться странным комплиментом, но лучшие кадры фильма «28 панфиловцев» начинаются... после финальных титров. Во всю ширину экрана в течение 20 минут идут имена и фамилии людей, которые оторвали от семейного бюджета часть своих доходов, чаще всего весьма скромных, и помогли фильму «28 панфиловцев» стартовать, а потом и состояться как факт искусства. В исконно русской традиции, с помощью пущенной по кругу шапки, были собраны 35 млн рублей — четверть бюджета этой масштабной героико-патриотической драмы. Не зря создатели «28 панфиловцев» считают свой проект истинно народным. Хотя не стоит сбрасывать со счетов и солидные денежные вливания от Министерства культуры РФ, а также от дружественного Казахстана, где в 1941-м была сформирована дивизия под командованием Ивана Васильевича Панфилова.

Между тем фильм поначалу позиционировался едва ли не как некий протестный жест. Его создатели напористо уверяли, что хотят снять честное кино о войне, которое будет противостоять фальшивой и конъюнктурной, по их мнению, эстетике «Сталинграда» и «Утомленных солнцем — 2». Поэтому Министерство культуры поначалу с опаской отнеслось к этому стихийно возникшему проекту. Но отснятый материал показал, что никаких революционных новаций в «28 панфиловцах» нет. По своей идеологии фильм вполне укладывается в русло традиционного советского военно-патриотического кино. Разве только в итоге обошелся российской казне в разы дешевле, чем названные выше фильмы, хотя по масштабу съемок и по качеству картинки в целом им не уступает.

Честно говоря, я с определенным недоверием относился к шумихе вокруг этого замысла и, редкий случай, понимал логику министра культуры Владимира Мединского, который не спешил протянуть руку помощи авторам новоявленного патриотического блокбастера. Лично меня смущал творческий бэкграунд энергичных авторов — Андрея Шальопы и Кима Дружинина, в фильмографии которых преобладали дежурные комедии («Море по колено»), криминальные и шпионские боевики («Последний день», «Наводчица») да поставленный их совместными усилиями ужастик «Поймать ведьму». Согласитесь, с таким творческим багажом браться за столь ответственную постановку — занятие рискованное.

Не скажу, что фильм «28 панфиловцев» убедил меня в огромном творческом потенциале авторов, до поры до времени дремавшем в недрах их художнических натур. Фильм снят скорее старательно, чем талантливо. Скорее добросовестно, нежели вдохновенно. Скорее мастеровито, чем мастерски. Зато видно, что творческий дуэт очень ответственно отнесся к работе, которая в общей сложности заняла более шести лет, — сценарий был закончен еще летом 2009 года. Потом, как водится, было бесконечное, изнурительное добывание денег — урывками, по крохам, были съемки рекламных тизеров, которые выкладывались в Сеть и помогали собирать средства на новый этап работы.

Параллельно искалась натура, утверждались актеры, шли переговоры с российскими и казахстанскими чиновниками от культуры. Наконец, заключались соглашения с многочисленными партнерами фильма, в том числе с разработчиками исторической военной онлайн-игры «Гром вой-ны», в которой с максимальной достоверностью воссоздаются все виды боевой техники, оружия, обмундирования того времени, исторические карты и сам ход сражений.

В итоге фильм «28 панфиловцев» по своей эстетике в чем-то как раз и напоминает компьютерную игру. Ты как бы погружаешься в безусловную, точную в малейших деталях, абсолютно правдивую военную обстановку, сложившуюся у подмосковного разъезда Дубосеково на стыке осени и зимы 1941 года. Смотришь на экран — и всеми порами ощущаешь: вот так в промерзшей земле задубевшими солдатскими руками рылись окопы и брустверы, вот так изготавливались связки гранат и их муляжи, вот так выбиралось место для пулеметного расчета, вот так натягивались на орудия и набрасывались на траншеи маскировочные сетки. Вот так по русскому заснеженному полю шли, изрыгая чад и смерть, бесчисленные чужеземные танки с крестами на броне. И вот так — смекалкой и умением, отвагой и самопожертвованием, огнем и мечом, а если надо, то и штыком, и саперной лопаткой, и подвернувшимся под руку топориком — их остановила рота панфиловцев. Сначала их было порядка 50, потом осталось 28, в финале, перед новой фашистской атакой, мы видим лишь горстку несломленных бойцов, которые на наших глазах превращаются в монумент.

В фильме, по сути, нет привычной драматургии, нет развернутых характеров, нет, допустим, ретроспекций в довоенную жизнь героев, нет каких-то своих оригинальных сюжетных ходов. Не считать же таковым странный разговор выдвигающихся на позицию бойцов о семи наемниках-самураях, которые защитили деревню от набегов чужаков. Понятно, что авторы хотели устроить некую перекличку с шедевром Акиры Куросавы, но фильм японского классика на этот сюжет появился только в 1954 году, а его ремейк — голливудская «Великолепная семерка» — еще позже. Откуда советские солдаты в 1941 году узнали об этом японском мифе задолго до самого Куросавы — загадка сия велика есть.

На такие необязательные, выбивающиеся из канвы фильма разговоры авторы времени почему-то не пожалели. А между тем из большой картины мы узнали не так уж много нового хотя бы о ком-нибудь из 28 героев-панфиловцев. Включая, увы, и легендарного политрука Василия Клочкова (его играет актер Алексей Морозов), который, конечно, произнесет в фильме знаменитые, хотя и слегка видоизмененные слова о том, что Россия велика, а отступать некуда, мелькнет еще пару раз в боевых эпизодах, но на этом, по сути, свою экранную функцию исчерпает.

За исключением первых двадцати минут, когда мы бегло знакомимся с коллективным портретом панфиловцев, все оставшееся время на экране идет реконструкция боя. Подробно показанного, дотошно воспроизведенного, выразительно снятого и убедительно сыгранного актерами боя. То, что в советских военных фильмах — таких, например, как «Баллада о солдате», «Горячий снег», «Они сражались за Родину», — было фрагментом произведения, здесь стало его сюжетом и его основным содержанием. Одна атака, вторая, третья... Грохот пушечных и танковых выстрелов, кинжальный пулеметный огонь, взрывы гранат, горящие танки, горящие священной ненавистью к врагам глаза героев-панфиловцев...

Наверное, молодежи такой экспрессивно-визуальный подход придется по душе, людям постарше, боюсь, этого будет все-таки маловато. Но не станем спешить с оценками. 16 ноября в кинотеатре «Октябрь» прошла громкая премьера фильма для московской элиты, 19 и 20 ноября состоятся превью-сеансы для обычной публики, а 24 ноября фильм «28 панфиловцев» выходит в широкий прокат. Как его примет массовый зритель, для которого, в конечном счете, и снималось кино, мы узнаем уже очень скоро. Экран покажет.

 

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 30162
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7745
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © D. Eid, globallookpress.com

А вы любите кошек? Даже если пока не питаете к ним теплых чувств, это лишь до поры до времени — пока не откроете эти книжки. Они, собственно, не столько о мяукающих существах, сколько о нас...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4761
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Павел Лунгин сообщил, что не будет брать Юру Борисова на роль Михаила Юрьевича: он уже Александра Сергеевича сыграл

Труд
Фото: агентство городских новостей «Москва», globallookpress.com

Только-только на экраны вышел байопик о «нашем всем», как режиссер Павел Лунгин («Остров», «Царь»), в настоящее время работающий над документальным фильмом о Петре Мамонове, сообщил, что...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4459
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4384
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

В ближайшее время к списку актеров, игравших дорогого Леонида Ильича, присоединится Сергей Маковецкий

Труд
Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Матвеев, Мягков, Белявский, Ваха, Шакуров, Ступка, Стоянов... Что общего между этими разноплановыми актерами? А то, что все они в разное время воплощали на экране образ Брежнева. В зависимости от жанра фильмов и сериалов...