Правительство России приняло решение ликвидировать накопительную часть пенсий «молчунов» – так чиновники от ПФР прозвали граждан, которые не сочли возможным доверять распоряжение своими пенсионными накоплениями негосударственным фондам или частным управляющим компаниям.
Ранее предполагалось, что отчисления таких недоверчивых работяг, интеллигентов и служащих с 2014 года будут дробиться: 4% – в страховую часть, 2% – в накопительную. При этом выбор компании-распорядителя государство осуществляло на свой выбор.
Однако теперь такая схема больше не устраивает кабмин. По подсчетам Министерства финансов, обнуление накопительной части пенсий «молчунов» даст государственному бюджету экономию в 350 миллиардов рублей на ближайшие два года.
Президент соглашался не с этим
«Принято решение делать не 4 – 2%, а 6 – 0%. То есть или ты принимаешь решение 6% в накопительную, или ты принимаешь решение 0% в накопительную», – рассказала журналистам первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко.
Согласен с ней и ее коллега, заместитель главы ведомства Алексей Моисеев. «Да, у «молчунов» будет ноль — это решение правительства, – подтвердил он. – Это будет внесено в закон о бюджете на 2014 – 2016 годы. И это Минтруд должен будет учесть в своем законопроекте. Если человек не хочет иметь накопительную часть, то тогда нечего ему оставлять два процента, надо ему оставить ноль. Тем более что по формуле это влияет на количество баллов, которые человек будет получать по новой системе».
Сообщается, что решение о лишении недоверчивых граждан накопительной части пенсий проводится как часть курса на сокращение расходов бюджета. Несколько ранее министр финансов России Антон Силуанов назвал это «бюджетным маневром». По его словам, это финансовое предприятие должно состоять в сокращении расходов государственного бюджета на 5% по всем ведомствам.
Идея была поддержана и президентом, и премьер-министром. Правда, – отмечают обозреватели, – когда принималось политическое решение по этому вопросу, речь шла о том, что сокращение не коснется «защищенных» статей бюджета: пенсий, стипендий и прочих социальных обязательств.
«Совершенно понятно, что лишних денег не будет, их вообще не бывает, а уж тем более в таких условиях. Нам придется пойти на сокращение расходной части бюджета на менее чем на 5% по всем статьям, кроме защищенных статей», — сказал Дмитрий Медведев, комментируя решение о бюджетном маневре.
Однако чиновники рангом поменьше, вероятно, рассудили, что сокращать ведомственные расходы, не урезая «пайку» бюджетникам – затея невозможная, и решили немного переосмыслить реформу.
«Если людям сейчас неинтересно заниматься этими шестью процентами, то и два процента им будут неинтересны», – заявил в июле глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев в разговоре с одним из российских изданий.
«Пенсия? Только не в РФ!»
Как показало время, Исаев оказался сильно не прав. Сообщение о том, что правительство подготовило проект «пенсионного раскулачивания», и более того – эти пожелания учтены в проекте бюджета, вызвало в Рунете шквал возмущенных комментариев.
«335 миллиардов рублей. Столько наши антинародные думцы решили изъять у граждан, дабы развивать «приоритетные проекты». Бюджетникам повышения в следующем году ждать не стоит, пенсионеры не получат надбавки. Под выражением «Приоритетные проекты», видимо, следует подразумевать Кавказ, Сочи, обслуживание потребностей царя и свиты. Придумайте еще что-нибудь! Законный отъем народных денег вошел в стадию попытки уничтожить народ», – написал один из пользователей «ВКонтакте» в комментарии к ролику РенТВ, рассказывающем о пенсионной инициативе.
Впрочем, скептики отмечают, что ни за возмущением сетевых обитателей, ни за проектами кабинетных аппаратчиков ничего серьезного, в сущности, не стоит. По мнению сторонников этой точки зрения, ограбляемые граждане не готовы выплеснуть свое возмущение на улицы, прийти и голосом многотысячных толп спросить у представителей Минфина и прочих руководителей страны, что же в конце концов происходит. А раз так, то ни на какие «посты возмущения» чиновники просто не станут обращать внимания.
С другой стороны, – отмечают наиболее пессимистично настроенные эксперты и комментаторы, – переживать по поводу списываемой надбавки, которой должны были заниматься частные компании и фонды, также нет больших оснований. Есть большая доля вероятности, что к моменту, когда этим компаниям, созданным «нужными» людьми, придет время платить по долгам, – многие из них успеют разориться, или же власти вновь перепишут пенсионное законодательство, или случится какая-нибудь масштабная катастрофа, и населению вновь придется «затянуть пояса», чтобы «спасать государство и Родину».