Не стало Веры Глаголевой — народной артистки России и режиссера, прекрасной и умной женщины, деликатного и сильного человека при всей внешней хрупкости. Она умерла на 62-м году жизни в немецком Баден-Бадене, там, где любил бывать Тургенев, которого Вера боготворила. В эти места писатель приезжал к Полине Виардо. А Вера мечтала уже в ближайшее время снять о них фильм. Не успела.
Разговоры о ее тяжком недуге уже ходили. Но Вера всем своим видом их опровергала. Всегда была жизнерадостной и целеустремленной, строила планы и много работала. А уж недавняя громкая свадьба ее младшей дочери Анастасии Шубской и знаменитого хоккеиста Александра Овечкина, которую обсуждала страна и где Вера зажигательно танцевала... Но беда никуда не ушла. В это же самое время Вера ездила в немецкую клинику. Как говорит ее близкая подруга, Вера о своей болезни не распространялась, это было табу.
Весной она отсняла российскую часть новой картины «Глиняная яма». Намечались переговоры с Казахстаном, где работа над фильмом должна была продолжиться. «Глиняная яма» — провинциальная история о матери и двух ее взрослых дочерях, между которыми царит непонимание. Да и счастья особого им судьба не дает...
Судьба самой Глаголевой удивительна. Все было так, как многие девушки представляют в наивных мечтах. Вера была мастером спорта по стрельбе из лука. Так и стреляла бы, если бы ее не увидел молодой режиссер и популярный в то время актер Родион Нахапетов. Классическая история: заболела актриса, требовалась срочная замена. Веру задействовали сначала «со спины», хотели снимать только затылок, а камера была нацелена на главного героя. Но чуткий Нахапетов что-то необъяснимое уловил в незнакомой девушке. Совсем скоро он сказал: «Я нашел героиню». Его картина «На край света:» вышла в 1975-м, а спустя некоторое время Вера и Родион поженились. После неожиданного дебюта непрофессиональная актриса снялась в картине выдающегося театрального режиссера Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда». Работой у него очень гордилась, но в театр к нему не пошла. Учителя у нее были отменные — цвет российской кинорежиссуры. Лучших университетов и не придумаешь.
Она продолжала сниматься у своего мужа в фильмах «Не стреляйте в белых лебедей» и «О тебе», потом были «Торпедоносцы» Семена Арановича — одного из сильнейших мастеров питерской школы, «Звездопад» Игоря Таланкина. Вера встретилась на площадке с изумительным Виталием Соломиным в «Искренне ваш» Аллы Суриковой и стала очень популярна после фильма «Выйти замуж за капитана» Виталия Мельникова. Работы в хорошем кино хватало. Но в какой-то момент, как признавалась сама актриса, только сниматься ей уже стало не так интересно. Занялась режиссурой, сняла свой дебютный фильм «Сломанный свет» в 1990 году. Успела сделать шесть картин. Но и с актерской профессией не рассталась (фильм «Ной отплывает» Александра Котта выйдет уже без нее).
Так случилось, что последней ее законченной режиссерской работой стали «Две женщины». Вера Глаголева вернула пьесе Тургенева «Месяц в деревне» ее первое название, отвергнутое когда-то по цензурным соображениям. На роль Ракитина пригласила знаменитого английского актера Рэйфа Файнса, имевшего за плечами картины «Английский пациент», «Список Шиндлера», «Гарри Поттер». Никто не верил, что совместная работа состоится. Но Вера шла к цели. А тут еще помог случай. В Иваново, где проходил кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского, Файнс был председателем жюри. Там они и познакомились. Вера отправила ему сценарий, он, фанат русской культуры, согласился сниматься.
Снимались «Две женщины» под Смоленском в усадьбе Михаила Глинки. Файнса поселили в деревянном доме, кормили русской едой (он особенно полюбил селедку с черным хлебом). Вера дотошно воссоздавала среду. У частных коллекционеров позаимствовали реквизит, во Франции заказали копию флакона духов «Imperial» середины XIX века. Елизавету Богдановну сыграла еще одна европейская звезда, обладательница двух «Сезаров» француженка Сильви Тестю, известная по фильмам Лурд«, «Жизнь в розовом свете», «Саган».
Лучшей режиссерской работой Веры Глаголевой, пожалуй, стала драма «Одна война», с которой она объехала полмира, получив множество наград на фестивалях. А когда-то на фильм не давали денег, но так было и с «Двумя женщинами». Только потом «Одну войну» начали постоянно включать в официальные российские программы по всему миру...
Но Вера никогда не роптала на судьбу, принимала то, что давала ей жизнь, начинала работать вопреки обстоятельствам и была счастлива в профессии. У нее остались три прекрасные дочери.
P.S. Прощание с Верой Глаголевой состоится 19 августа в Доме кино.