Главная Культура 00:20 18 Августа 2017 7790
Три жизни Андрея Кончаловского

Знаменитый режиссер встречает 80-летие работой над новым, 35-м по счету фильмом

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Это уже не тайна: Кончаловский готовится снимать фильм о гении итальянского Возрождения Микеланджело Буонарроти, который, напомню, прожил на белом свете 89 лет. Мелькнул вдруг странный соблазн сравнить эти две фигуры: автора и героя. Думаю, Кончаловский свою «Пьету» еще не создал, свою «Сикстинскую капеллу» не расписал, но и какие его годы! Так что при известном желании в жилистой, поджарой фигуре юбиляра, у которого по-прежнему наличествуют ясный ум, неукротимая творческая энергия, редкая работоспособность, можно различить черты той самой ренессансной мощи.

На сегодняшний день он автор или соавтор порядка 40 сценариев, в том числе к таким шедеврам, как «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Раба любви». Сам снял 34 фильма, многие из которых стали событием мирового кино. Кончаловский ставил драматические и оперные спектакли на крупнейших сценах мира, включая Москву, Нью-Йорк, Париж, Варшаву, Санкт-Петербург, Милан. А еще он режиссирует уличные представления, продюсирует фильмы и ТВ-программы, пишет статьи и книги, занимается бизнесом...

Вдобавок он ярый женолюб. А мужское либидо, как утверждают знатоки, находится в прямой корреляции с творческим гением. У него были бурные романы со многими звездами мирового и первыми красавицами нашего кино, о чем он в свое время написал в книге, но в переизданиях целомудренно подсократил эти страницы. Проявим скромность и мы, тем более что Андрей Сергеевич уже почти 20 лет женат на красавице актрисе Юлии Высоцкой. Похоже, это не только самый продолжительный, но и самый счастливый из пяти его браков.

На редкость удачным оказался и его «брак» с десятой музой. Кончаловский прожил в кино не одну, а целых три жизни. Он стал знаменит еще в советское время, поставив такие выдающиеся фильмы, как «Первый учитель» и «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Дворянское гнездо» и «Дядя Ваня», «Романс о влюбленных» и «Сибириада». Кончаловский, как и его соратник и отчасти соперник Тарковский, не был диссидентом. Он снимал вполне укладывающиеся в советскую идеологию фильмы: экранизировал классику, воспевал романтику революции и армейской службы, пафос освоения Сибири. Но страсть режиссера к поискам потаенной человеческой сути, которая шла рука об руку с поисками нового киноязыка, делала его в глазах власти ненадежным, выталкивала из сонма правоверных служителей режима.

В итоге «История Аси Клячиной...», в которой была предпринята новаторская попытка соединить игровой сюжет с документальной средой обитания героев, на целых 25 лет залегла на полку. И режиссер, который, по его словам, буквально задыхался в маразме застойных лет, в тисках крепчающей цензуры, решился на отчаянный шаг. Воспользовавшись успехом «Сибириады» в Каннах (Гран-при жюри), он, сын автора советского гимна Сергея Михалкова, в 1980 году уехал на Запад.

Кончаловский не мечтал покорить Америку — он хотел снимать в Европе, но судьба таки забросила его в США. Три года он обивал пороги голливудских студий, приторговывал привезенной из России черной икрой, на что и жил, пока случай не помог ему получить постановку. Это были «Возлюбленные Марии» с обворожительной, входящей в зенит творческой и сексуальной зрелости Настасьей Кински в главной роли. Режиссер перенес на американскую почву рассказ Андрея Платонова «Река Потудань», соединив в фильме дух русского первоисточника и антивоенный пафос незримо присутствующей в сюжете хемингуэевской «Фиесты», библейские мотивы и славянскую тоску. Замес получился слишком крутым, и фильм не вышел в американский прокат. Но в Европе лента прошла успешно и даже номинировалась на французский «Сезар», что спасло репутацию режиссера.

Он поставил в Америке еще пять фильмов: «Гомер и Эдди», «Танго и Кэш», «Дуэт для солистки», «Застенчивые люди», «Поезд-беглец». Эти ленты получали призы на фестивалях, «Поезд-беглец» даже удостоился трех оскаровских номинаций, но на голливудский олимп, где властвовали небожители — Скорсезе и Спилберг, Иствуд и Коппола, Милош Форман и Вуди Аллен, — Кончаловский так и не пробился. Видимо, это, а также падение коммунистического режима в СССР, отмена цензуры и другие революционные потрясения вернули его в Россию.

Нельзя сказать, что его приезд на родину оказался триумфальным. Режиссер, на 10 лет выпавший из бурной российской реальности, как мне кажется, не сразу смог уловить суть происходящих в стране изменений, найти нужную авторскую интонацию. Поставленные им в эти годы фильмы — грубовато-обличительная «Курочка Ряба», тенденциозный в политическом плане «Дом дураков», тусклый в художественном отношении «Глянец», безумно дорогой (90 млн долларов), аляповатый и напрочь провалившийся в прокате «Щелкунчик» — не принесли ему ни славы, ни кассовых успехов.

Каюсь, в какой-то момент я решил для себя, что век Кончаловского в кино закончился. Что негласное творческое соревнование с младшим братом Никитой Михалковым — человеком православного склада, русским патриотом и при этом лауреатом премии «Оскар» — Кончаловский, сам себя называвший космополитом, прагматиком, приверженцем западных ценностей, начисто проиграл. Помню, как в 1994 году братья участвовали в конкурсе Каннского фестиваля. «Утомленные солнцем» Михалкова вызвали фурор не только в Каннах, но и во всем мире, едкую «Курочку Рябу» тогда не поняли и не приняли нигде, в том числе и на родине.

Но, по иронии судьбы, первые «Утомленные солнцем» стали едва ли не последним удачным фильмом Михалкова. А Кончаловский, пережив череду провалов и редких взлетов (весьма успешным получился мини-сериал «Одиссея» по Гомеру, завоевавший престижную премию «Эмми»), к 75 годам буквально «возродился из пепла». И в последние годы снял подряд две замечательные картины: отсылающие к традициям русской литературы, пронизанные любовью к маленькому человеку «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и аскетичную черно-белую драму «Рай» о трагедии Холокоста. Эти ленты принесли ему призы за режиссуру в Венеции, а «Рай» оказался еще и в полушаге от «Оскара». Но не сбылось. Пока не сбылось...

Раздосадованный мэтр тут же сравнил «Оскар» с «Макдоналдсом» и призвал российских мастеров экрана бойкотировать чуждую нам премию. В последние годы Андрей Сергеевич вообще радикально пересмотрел свои взгляды, на глазах изумленных наблюдателей превратившись из либерала-западника, который безудержно бичевал многовековую российскую отсталость, в большого русского патриота, сторонника Путина и лучшего друга министра культуры Мединского.

Режиссер даже разрешает называть себя «ватником», что, правда, не мешает ему проживать в итальянской Тоскане, где, кстати, неподалеку содержит виноградники и «бесогон» Никита Михалков. Идеологические разногласия между братьями, если они раньше и были, сейчас, похоже, сошли на нет. И то, что один возглавляет «либеральную» киноакадемию «Ника», а второй — «державную» киноакадемию «Золотой орел», лично мне кажется плохо придуманным анекдотом.

Впрочем, принимать на веру все противоречивые, а подчас и взаимоисключающие заявления Кончаловского — занятие пустое. Он сам признается, что часто забывает, о чем говорил прежде: мол, мысль улетучилась, пришла другая, родилась третья. Думаю, по-настоящему честным перед собой и зрителями он бывает не в скороспелых заявлениях на злобу дня, а в своих выношенных, выстраданных произведениях. К таковым, как мне кажется, относится и замысел фильма о Микеланджело, который, как известно, был придворным художником, но при этом сумел создать шедевры ваяния, зодчества, живописи, ставшие культурным достоянием человечества.

Через какой-нибудь год мы увидим новую работу «придворного режиссера» Кончаловского и, надеюсь, из ткани картины вычитаем, что на самом деле он думает о грехе и святости, о свободе творчества и цензуре, о взаимоотношениях творца и власти. И не факт, что художественный итог фильма совпадет с публичными речами автора, заразительно увлекающегося новыми идеями и поветриями.

У него полно самых разных замыслов, он обладает отменным здоровьем. Ежедневно проезжает на велосипеде порядка 40 километров, питается только кашами, овощами и фруктами, так что к 100-летнему юбилею мастера обязуюсь внимательно проследить его творческую, мировоззренческую эволюцию. Если, конечно, сам доживу хотя бы до его нынешнего возраста.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5258
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4314
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...