Власти РФ стремительно упрощают процедуры изъятия у граждан недвижимости: в четверг, 18 мая Министерство юстиции разъяснило, при каких условиях у должников можно забирать единственное жилье, а во вторник, 16 мая президент России Владимир Путин подписал указ, позволяющий Федеральной службе безопасности (ФСБ) изымать у граждан земельные участки и строения.
Слишком роскошное жилье, слишком важные долги
Разъяснение Минюста касается подготовленного ведомством законопроекта, который должен отменить запрет на изъятие у россиян единственного жилья. Как заявил журналистам директор департамента экономического законодательства ведомства Денис Новак, забирать квартиры и дома предполагается только по социально значимым долгам.
К ним предполагается отнести долги по алиментам и обязательства компенсировать вред жизни и здоровью при совершении преступлений. А вот за долги по ЖКХ или просроченные кредиты эта мера применяться не будет.
Новак также уточнил, что при изъятии жилища будет учитываться его площадь и размер долга. Процедура может быть начата, только если метраж превышает установленные нормы. «Была выработана более дифференцированная шкала, так, чтобы за долг, соотносимый со стоимостью телевизора, нельзя было изъять квартиру», – отметил представитель Минюста.
По словам чиновника, изъятие единственного жилья будет применяться только в интересах социально незащищенных должников, которые пострадали от действий владельцев роскошной недвижимости.
В Госдуме к предложенному Минюстом законопроекту отнеслись положительно.
Ваш дом нужен государству
Подписанный в начале недели президентский указ также формально ограничивает возможности изъятия недвижимости у граждан. В документе отмечается, что ФСБ «принимает в пределах своих полномочий решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации».
Обозреватели отмечают, что ФСБ – уже не первая российская спецслужба, получившая право забирать у граждан недвижимость, апеллируя к государственным интересам. В марте нынешнего года глава РФ наделил аналогичными полномочиями Федеральную службу охраны (ФСО), занимающуюся охраной президента и высших руководителей страны. «ФСО принимает решения об изъятии земельных участков для государственных нужд РФ в целях строительства и реконструкции объектов федерального значения, которые необходимы для осуществления полномочий ФСО России», – говорилось в тексте постановления.
Комментаторы обратили внимание, что инициатива по расширению полномочий охранного ведомства исходила от его руководства, подготовившего проект постановления. В самой ФСО необходимость связали с тем, что «правительство РФ передает часть своих полномочий другим федеральным органам для упрощения процедуры использования земельных участков для государственных нужд». При этом в спецслужбе заявили, что изъятие земли у граждан и организаций может понадобиться «в целях строительства и реконструкции объектов федерального значения, которые необходимы для осуществления полномочий ФСО России».
Для каких целей землю и здания будет изымать ФСБ, выполняющая в России роль контрразведки, не вполне понятно, отмечают обозреватели.
Некоторые критики полагают, что изъятие земель будет связано не с обеспечением безопасности государства, а с удовлетворением амбиций руководителей могущественных спецслужб, которые получат законное основание «отжимать» самые привлекательные участки земли – якобы для госнужд.
Изъять и передать
В России уже действует упрощенная процедура изъятия земли. В рамках нее решения о смене собственника производятся на основании соображений целесообразности, а не «священного права». Это значит, что если на земельном участке гражданина внезапно будет найдена нефть или алмазы – органы власти смогут изъять этот участок, заплатив «счастливчику» компенсацию.
В США же в аналогичной ситуации обладатель земли имеет право никому не продавать свою территорию, или же может назначить за нее какую угодно цену. Аналогичный подход применяется в Великобритании, правительство которой в свое время выкупило значительную часть земель Канады у Компании Гудзонова залива.
Российские же власти подходят к решению проблемы принципиально иным образом. Так, при подготовке к Олимпиаде в Сочи с 2009 по 2013 годы в пользу государства было изъято свыше 1300 земельных участков. На большинстве из них имелись возведенные частные дома. Самый скандальный случай произошел с выселением семьи Ткаченко, дом которых оказался на месте проектировавшейся в тот момент развязки трассы М-27. Переезжать на условиях чиновников семья отказалась, после чего на штурм дома был брошен ОМОН и судебные приставы. На глазах у жены и маленьких детей главе семейства разбили голову и заковали в наручники; после этого владельцев дома насильно вытащили из жилья, а дом разрушили экскаватором.
Законы и подзаконные акты об изъятии земли принимались не только перед Олимпиадой: таким же образом власти действовали при подготовке саммита АТЭС во Владивостоке, расширении Москвы и строительстве Керченского моста. Опыт лишения граждан недвижимости был обобщен и закреплен в федеральном законе №499-ФЗ от 31 декабря 2014 года, внесшем множество поправок в Земельный кодекс.
Вступив в силу 1 апреля 2015-го, этот закон серьезно изменил правила игры, облегчив органам власти переселение несговорчивых граждан. В частности, при подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года и строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань властям уже не придется принимать отдельных документов и вводить особый порядок перераспределения земель. Для решения всех спорных моментов хватит действующего законодательства.