Главная Культура Афиша 00:01 18 Апреля 2014 4301
Вера Мухина: ее крестьянки и рабочие, а также кружки и стаканы

На Крымском Валу открывается выставка автора не единственного шедевра

Елена Ищенко

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка к 125-летию Веры Мухиной. Все творчество ее несправедливо сводят к «Рабочему и колхознице» — работе монументальной и действительно лучшей. Но Мухина — великий скульптор, а не автор одного шедевра. И устроители выставки предъявили на сей счет множество убедительных доказательств: проекты ее невоплощенных работ, рисунки, чертежи, статуэтки и миниатюрные фарфоровые и бронзовые копии скульптур. В них виден не столько мощный монументалист, сколько тонкий художник, работавший над линией, пластикой, формой. А такой Веру Мухину мало кто знает.

«Всех покорила мухинская баба / Могутностью одной и без усилия» — эти строки оперного певца Леонида Собинова посвящены одной из первых больших работ Веры Мухиной — «Крестьянке» (1927). Плотно сбитая, утяжеленная, будто вырубленная топором, вросшая полными ногами в землю, — сама Мухина называла ее русской богиней плодородия. И женскую красоту она увидела такой. Возможно, потому что сама была грубоватой и упрямой: Вера унаследовала характер отца, латышского купца, умершего, когда дочке было 14 лет. Мать умерла на 13 лет раньше. А в 22 года Верочка каталась на санях и налетела на дерево. «Я провела рукой по лбу и лицу. Рука не нащупала носа. Нос был оторван...» — Мухина называла это событие катастрофой. Раны зажили, Вера не стала писаной красавицей, но выросла самобытной и сильной, с гордостью в глазах (эти черты прекрасно переданы в известном портрете Михаила Нестерова).

Позже, уже после войны, «Крестьянку» в свою коллекцию взял Ватиканский музей. На выставке в Третьяковке покажут второй бронзовый отлив этой скульптуры. А дружба с Собиновым длилась до смерти певца. В 1941-м Мухина сделала надгробие для его могилы на Новодевичьем кладбище — хрупкий умирающий лебедь. Эта работу она очень любила, ведь такая хрупкость была ей совсем не свойственна. В ее даже ранних произведениях чувствуется тяга к монументальности и лаконизму. Это привлекало ее и в скульпторе Эмиле Антуане Бурделе, помощнике великого Родена, у которого Мухина училась в Париже.

Ярче всего эти качества проявились в главной мухинской работе — скульптуре «Рабочий и колхозница» (1937). Но, кстати, художнице удавалось сочетать их и в бытовых предметах. Взять хотя бы граненый стакан, который был изобретен Мухиной. Такой запросто не разобьешь — нужно постараться. Ее увлечение стеклом в 1940-е годы нашло еще одно отражение в советском общепите — в культовой пол-литровой пивной кружке...

Во время Великой Отечественной в эвакуации на Урале Мухина работала над серией военных портретов (ее скульптуры полковников Бария Юсупова и Ивана Хижняка были отмечены Сталинской премией). Продолжала работу и над начатым еще до войны правительственным заказом — памятником Максиму Горькому. Писателю она была обязана и творческой, и личной судьбой. В 1930 году ее мужа, доктора Алексея Замкова, отправили в ссылку в Воронеж. Поводом стало изобретение гормонального препарата «Гравидана» (делали его, кстати, из мочи беременных женщин). Сначала чудо-препарат имел успех, пациентами доктора стали Молотов, Калинин, Горький. Но кому-то после «Гравидана» стало хуже, и в «Известиях» появилась разгромная статья о докторе-шарлатане... Замков уже укладывал вещи, собралась за ним и Вера Мухина. Обоих спасло личное вмешательство Горького, который знал Мухину: она сделала надгробие для могилы его сына Максима.

Памятник Горькому в Нижнем Новгороде открыли лишь в 1952 году. Тогда же появился и еще один памятник писателю, сделанный Мухиной по проекту Ивана Шадра, — перед Белорусским вокзалом в Москве (сейчас скульптуру отправили на хранение в связи с реконструкцией площади). За скульптуру Горького Мухина получила свою пятую (!) Сталинскую премию. Но, несмотря на такой почет, она часто сетовала, что ей не дают работать. Мухина избегала заказов на официозные портреты, отстаивала свои замыслы от госзаказчиков, а зачастую не могла реализовать то, к чему лежала душа. Среди незавершенных проектов значатся скульптура «Иван-царевич ловит Жар-птицу», предназначавшаяся для фонтана на Чистых прудах. Сохранился лишь эскиз из воска: обнаженный юноша, застывший в импульсивном порыве, в руке — перо, из которого должны были политься подсвеченные струи. А в Русском музее хранится гипсовый эскиз памятника балерине Галине Улановой. Жаль, что это осталось лишь в эскизах.

Долго билась Мухина и над камерным памятником Петру Ильичу Чайковскому, что стоит возле Московской консерватории. Заказ она получила еще в 1945 году. Но ее предложения то отвергались, то откладывались. В результате памятник Чайковскому открыли лишь в 1954-м — уже после смерти самой Мухиной, которая ушла из жизни в 64 года, полная замыслов и новых идей.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Пушкинский музей первым показал редчайшую античную фреску

Елена Широян
Труд

Бесценный экспонат Воронежского музея отреставрировали в Москве. С камерной выставки «Возвращение воина» в ГМИИ имени Пушкина начинается новая жизнь италийской фрески IV века до н. э. — редкой...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 2153
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....