Главная Культура 07:05 18 Апреля 2012 3276
«Золотая маска» сбилась влево

На церемонии вручения главной театральной премии звучали политические речи

Марина Шимадина, Мария Бабалова, Майя Крылова

Драма: «Счастье» привалило

В драме в этом году был очень сильный конкурс: Додин, Някрошюс, Фокин, Женовач, Эренбург, Карбаускис — жюри было нелегко выбрать лучших из лучших. Но волевым решением оно оставило мэтров почивать на лаврах и отметило «молодых» и прогрессивных.

Главный приз справедливо достался «Счастью» Александринского театра — вольной фантазии режиссера Андрея Могучего по мотивам «Синей птицы» Метерлинка. Свою «маску» получил и соавтор Могучего — художник Александр Шишкин, создавший фантастическую, сказочную и в то же время современную визуальную среду спектакля.

Лучшим режиссером смотра был назван Юрий Бутусов, и тоже вполне заслуженно. Его «Чайка» в «Сатириконе» — действительно очень личный, авторский, выстраданный и поразительно смелый взгляд на театр.

Премию за лучшую мужскую роль вручили Евгению Миронову, сыгравшему Калигулу у Эймунтаса Някрошюса. Получая «маску» из рук Людмилы Максаковой и Игоря Гордина — своих партнеров по спектаклям литовского мастера, — он признался, что этот режиссер «взрывает мозг и заставляет по-другому смотреть на мир». И хотя «Калигула» — не лучшая работа сумрачного прибалтийского гения, сложную, глубокую и выматывающую роль Миронова, на которой держится весь спектакль, можно назвать актерским подвигом.

Конкурс на лучшую женскую роль в этом году был сильнее, чем обычно: Полина Агуреева, Чулпан Хаматова, Агриппина Стеклова, Евгения Симонова, Елизавета Боярская… девять претенденток одна другой лучше. Но жюри решило поддержать провинцию и отдать премию Светлане Замараевой за роль в спектакле екатеринбургского ТЮЗа «Без вины виноватые».

Но, пожалуй, самым неожиданным и вызвавшим бурю споров и эмоций было присуждение «Золотой маски» в номинации «Малая форма» спектаклю Кирилла Серебренникова и его Седьмой студии «Отморозки». Выйдя на сцену, режиссер поблагодарил жюри за смелость и сказал, что хотел бы разделить аплодисменты зала с героями своего спектакля, с теми, кто борется за справедливость, ходит на митинги, голодает и сидит в тюрьме.

Еще одну щепотку перца в торжество внес радикальный художник Олег Кулик. Вручая «маску» авторам молодежного хулиганского спектакля Театра.doc «Зажги мой огонь», победившего в области «Эксперимент», он заявил, что хотел бы отдать премию за лучшую оперетту, которая не досталась никому, скандальной панк-группе Pussy Riot.

После этого особенно двусмысленно прозвучала финальная кода чинного вечера, когда хор Большого театра вдруг грянул «Боже, царя храни». Режиссер церемонии Нина Чусова приберегла напоследок шпильку в адрес театральных деятелей, которые одной рукой делают протестное, авангардное искусство, а другой — крестятся на портреты вождей.

Опера: Апельсиновые сказки

Хотя ведущими церемонии были солисты Мариинского театра, сам он, вопреки обилию номинаций, в итоге выступил на удивление скромно. Лауреатами стали лишь феноменальный сценограф, всегда переигрывающий режиссеров, Зиновий Марголин за спектакль «Мертвые души», а также уроженец Ямайки известный бас-баритон Уиллард Уайт за исполнение партии Боттома в опере Бриттена «Сон в летнюю ночь». Похоже, жюри понравилось обладателя награды «Лучшая мужская роль в опере» определять среди заморских гостей. Так, в прошлом году «маска» досталась выдающемуся американцу Нилу Шикоффу за Элеазара в «Иудейке» Михайловского театра. К сожалению, в отличие от Шикоффа, да и большинства сегодняшних лауреатов, Уайт «масочную» церемонию проигнорировал.

Лучшей певицей заслуженно была названа Альбина Шагимуратова за «Лючию ди Ламмермур» в Татарском оперном театре. Ее впечатляющее сопрано уже хорошо знают и в Вене, и в Милане, и в Москве — в Большом театре она появлялась и Царицей ночи в «Волшебной флейте» Моцарта, и Людмилой в скандально известной постановке «Руслана и Людмилы» Глинки. И, должно быть, предстанет Виолеттой в грядущей премьере вердиевской «Травиаты».

Три награды завоевала «Любовь к трем апельсинам» в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац. Жюри по справедливости оценило умный и веселый спектакль для детей и их родителей режиссера Георгия Исаакяна, который недавно возглавил этот коллектив и тут же принес ему первые в истории этого старейшего театра «маски».

А вот высокая оценка арбитрами «Сказок Гофмана» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко поразила: ведь это всего лишь ремейк. Предыстория его появления такова. В 1987 году на сцене Свердловского оперного театра родился спектакль, сделанный талантливой молодой командой, которую собрал режиссер Александр Титель: это дирижер Евгений Бражник и сценограф Валерий Левенталь. В те времена наши меломаны не были избалованы мировыми записями, трансляциями по спутниковым телеканалам, тем более возможностью лично отправиться на интересующий спектакль в любую точку планеты. Удивить родную публику было куда проще, чем сегодня. Но жюри «Золотой маски» в своей широте горизонта, видимо, осталось на уровне 25-летней давности, назвав Бражника «лучшим дирижером», а «Сказки Гофмана» — «лучшим оперным спектаклем».

Балет: 10:1 в пользу импорта

В этом году за главный приз соревновались три многоактных балета — «Парк» Мариинского театра, «Русалочка» Московского Музыкального имени Станиславского и Немировича-Данченко и «Утраченные иллюзии» — спектакль Большого театра. Но «Парк» на показах в Москве был исполнен из рук вон плохо и держался лишь на моментах с Дианой Вишневой. А слишком драмбалетные «Иллюзии», сочиненные Алексеем Ратманским, не принадлежат к числу его лучших постановок. Здесь был простор лишь для частных наград — за превосходную музыку Леонида Десятникова (ее жюри и оценило), а также за дирижирование Александра Ведерникова (но по этой позиции премия вручена Феликсу Коробову — дирижеру «Русалочки»). Вообще по предварительной логике выходило, что награда, если поощрять большую балетную форму, должна была достаться «Русалочке». Тем более что в недрах этого спектакля созрела несомненная победительница в номинации «Лучшая женская роль» Анна Хамзина, станцевавшая Русалочку.

Но у автора балета по Андерсену, американца Джона Ноймайера, был мощный конкурент, другой иностранец — Начо Дуато. Правда, знаменитый испанец поставил лишь одноактные балеты, зато сразу в нескольких российских театрах. Из опусов Дуато наиболее весомо прозвучал балет «За вас приемлю смерть» в столичном Музыкальном театре, получивший приз как лучший балетный спектакль. Этому пронзительному высказыванию никак не могли составить конкуренцию постановки Большого театра — «Хрома», «Херман-Шмерман» и «Чинкве»: первые два слишком «продвинутые» для «масочного» жюри, третья — чересчур легкомысленная. Странно, что именно автора этой забавной однодневки, итальянца Мауро Бигонцетти, жюри назвало лучшим балетмейстером… Зато нельзя не понять арбитров, давших «Маску» Денису Савину за сольный танец в «Херман-Шмермане» — впрочем, не столько из-за яркости этого танца, сколько из-за отсутствия достойных конкурентов. А вот «Кармен» из Новосибирска в давней хореографии Ролана Пети хоть и подарила встречу с отличной балериной Анной Жаровой, но победных лавров сибирскому театру не принесла.

Самое грустное, что «масочный» конкурс снова показал: в России ярких хореографов нет. В номинации «Балет» из 11 постановок 10 сделаны зарубежными постановщиками. В разделе современного танца картина еще более удручающая. В конкурсной программе всего два названия: один из представленных, мощный костромской спектакль «Punro di Fuga» (удостоенный «Маски»), сделан совместно с итальянцами, а второй, «Kreis» из Екатеринбурга, хоть и принадлежит неоднократному лауреату «Маски» Сергею Смирнову, но недотягивает до его прежних работ.

Интервью

Андрей Могучий: «Мы делали „Счастье“ для собственных детей»

Впервые за много лет на «Золотой маске» победил детский спектакль. Корреспонденту «Труда» удалось за кулисами церемонии задать несколько вопросов постановщику этой работы.

— На церемонии вы подчеркнули, что детский театр в России пользуется недостаточным вниманием.

— Да, у нас считается, что для нормального режиссера быть в детском театре — это позор. Но я уже давно хотел поставить именно детский спектакль, долго не решался и наконец созрел. Это совпало и с репертуарной политикой Валерия Фокина. Мы долго искали материал. Идея делать «Синюю птицу» Метерлинка возникла из наших домашних чтений. У многих в нашей команде есть дети 8–10 лет. Для них в первую очередь мы и делали этот спектакль. Они нам помогали, советовали, были первыми зрителями.

Спектакль делался сложно, выстраданно, раз десять мы переписывали текст. Но я считаю, это правильно. Он не должен был рождаться легко. Те болевые точки, которые мы затрагиваем, требуют определенных душевных усилий. Ну и, конечно, такая сложная постановка требует огромного труда и финансовых вложений. В тот год, когда мы выпускали «Счастье», на большой сцене больше ничего не ставили. У нас занята почти вся труппа, это колоссальная работа цехов. Все выкладывались по полной. Это был такой коллективный поход за «Счастьем».

— Не опасались ли вы или Валерий Фокин, что такой сложный современный сценический язык будет непонятен детям?

— Фокин ничего не боится. Работать в Александринке — тоже счастье, и проведенные здесь годы очень важны для меня. Такого бы я не сделал больше нигде. А дети очень хорошо реагируют. Сначала я опасался, что спектакль растащат на хохмочки, на аттракционы. Но этого не произошло. Теперь уже дети сами работают над спектаклем и своим восприятием делают его цельным. Да и взрослые, которые приходят с ними в театр, начинают по-другому смотреть на вещи.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 27620
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Спектакль «Калечина-Малечина» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа повествует о недетских проблемах детей

Анна Чепурнова
Труд
И хотя героиня — 10-летняя девочка Катя, и книга, и спектакль рассчитаны на взрослую аудиторию. Фото с сайта Няганского ТЮЗа

В Театре Наций в рамках гастролей спектаклей — победителей ХХI фестиваля театров малых городов показали «Калечину-Малечину» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа. В основе постановки, приехавшей из Ханты-Мансийского...

Культура 00:20 / 07 Февраля 2025 13271
«Чапаев» - и пустота?

Невероятные приключения «Ленфильма», где когда-то снималась отечественная киноклассика

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук доложил об успехах и ушел рулить другими киностудиями. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Смена директоров «Ленфильма», еще недавно похожая на остросюжетный блокбастер, нынче напоминает неоправданно затянутую мыльную оперу. Причем, как во всяком плохом сериале, финал зрителям заранее известен. Еще в 2016...

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Андрея Данилко уже отказались выпускать за границу без сопровождения представителей спецслужб и обязали отдавать часть гонораров киевским властям 

Фото: © Alexander Keltik, globallookpress.com

Украинский шоумен Андрей Данилко, широко известный благодаря сценическому образу Верки Сердючки, может оказаться мобилизован в ряды украинских вооруженных сил (ВСУ) и отправлен на фронт. Об этом в среду, 5 февраля сообщает Telegram-канал...

На экраны вышел исторический блокбастер «Злой город». Каким он получился?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Актриса Леонела Мантурова сыграла молодую женщину, которая к финалу фильма превращается в Богиню возмездия

Это новая попытка осмыслить события седой старины, а конкретнее, борьбу Руси с татаро-монгольским нашествием. В центре фильма — героическая оборона небольшого города Козельска, который в 1238 году встал на пути...

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7648
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © D. Eid, globallookpress.com

А вы любите кошек? Даже если пока не питаете к ним теплых чувств, это лишь до поры до времени — пока не откроете эти книжки. Они, собственно, не столько о мяукающих существах, сколько о нас...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4673
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....