Российское кино порой не появляется на экране месяцами. А в эти дни в прокате — сразу три новых фильма. И если «Франкофония» Александра Сокурова и «Контрибуция» Сергея Снежкина — это типичное лакомство для киногурманов, то комедия «СуперБобровы» имеет все шансы стать хитом уик-энда и сорвать кассу. Но повод ли это для восторгов?
Снятая в отвязной стилистике «народных» комедий типа «Горько!», «Горько-2» и «Самый лучший день», лента режиссера Дмитрия Дьяченко подается как семейное кино, которое можно смотреть с 12 и хоть до 120 лет. Так долго не живут, скажете вы. Ну, это в реальной жизни. А в фантастической комедии (именно в таком редком жанре снят фильм) бывают чудеса и покруче. Вот, к примеру, одно из них...
Живет себе в обшарпанном доме большая, не самая счастливая и дружная семья на свете. И вдруг во время бурного застолья на крышу обрушивается метеорит наподобие Челябинского. Благодаря «привету» из космоса семейство Бобровых наутро обретает невиданные в подлунном мире способности...
Так, собравшийся было умирать древний дед (актер Владимир Толоконников, незабываемый Шариков из «Собачьего сердца») становится практически бессмертным. Одной ногой он временами стоит уже «там», а другой прочно обосновался «здесь». Его находящийся в розыске сын (Роман Мадянов) научается в мгновение ока телепортироваться, перемещать свое тучное тело из пункта А в пункт Б. Старшая, тоже весьма корпулентная, внучка (Ирина Пегова) время от времени начинает парить в воздусях, аки бабочка. Вторая внучка, грациозная красавица в исполнении Оксаны Акиньшиной, становится невидимой. А самая юная из женщин, школьница младших классов, не только жирно красит губы и подводит глаза, но и гнет пухлыми руками железные прутья, будто калачи. Наконец, внук призывного возраста (Даниил Вахрушев) обретает дар понимать мудреный язык собак. Есть еще некий Олег (Павел Деревянко) — жуликоватый бойфренд прелестной невидимки, у которого из указательного пальца в нужный момент начинает бить струя воды — эта благоприобретенная особенность организма ему тоже однажды пригодится...
Единственная закавыка: сверхспособности у героев проявляются только тогда, когда вся семейка в сборе. Стоит кому-то из Бобровых ненадолго отлучиться, как семья превращается в разношерстный сброд бесталанных и не самых доброжелательных родственников. Значит, надо держаться вместе, соображают герои. И придумывают, как употребить дарованные им свыше таланты. Боевой отряд суперменов, каковым становится семья Бобровых, после недолгих нравственных колебаний решает ограбить банк в своем городе, чтобы сорвать куш в три миллиона долларов и навсегда решить насущные материальные проблемы. Надо ли говорить, что, обладая недоступными простым смертным способностями, они легко решат эту задачу, расколошматив вдребезги двери, окна и сейфы банка, а заодно превратив в груду металлолома дюжину мчащихся за ними полицейских машин. В финале герои, избежав наказания и мук совести, контрабандным образом отбывают в теплую страну, где, надо думать, отдохнут от неправедных трудов, а потом продолжат бурную деятельность. Во всяком случае, на пресс-конференции режиссер дал понять, что продолжение «СуперБобровых» вполне вероятно.
Фильм ловко придуман (сценарий Алексея Казакова и Михаила Местецкого), лихо исполнен, насыщен изобретательными трюками, остроумными ситуациями и диалогами, а крутой сюжет не дает зрителям заскучать. Но чем ближе движется дело к финалу, тем неизбежнее вопрос: а нельзя ли было применить недюжинные способности героев, да и самих авторов, в мирных, так сказать, целях? Мы частенько ругаем американское кино за культ эгоизма и наживы, но режиссер «СуперБобровых» в пресс-релизе саморазоблачительно признается, что «в отличие от голливудских фильмов, где супергерои спасают мир и сражаются за высшую справедливость, герои нашей истории — самые обычные ребята, которые борются за свое собственное счастье и благополучие». Вот те на! Обчистить соотечественников и державу и свалить с награбленными деньгами за бугор — это, по мнению авторов, и есть борьба за счастье?
Я понимаю: фантастическая комедия — жанр условный. Но за разбойные «подвиги» зарвавшихся антигероев надо все-таки наказывать, невзирая на жанр фильма. Или хотя бы подвергать их моральному осуждению. Помните гениальную комедию «Берегись автомобиля» с внятно озвученной нравственной максимой: «Тебя посодют, а ты не воруй»? У Эльдара Рязанова даже благородный вор Деточкин, угонявший машины не ради наживы, а во имя справедливости, понес заслуженное наказание.
Но те наивные времена и нравы остались в прошлом. Нынче воровать не зазорно. Что сполна доказывает нескрываемая симпатия авторов, да и первых зрителей, к жуликоватому семейному клану. В противном случае «СуперБобровы» не рекламировались бы как «незабываемая комедия о дружных семейных отношениях». Да и финал картины не венчал бы дурашливо-назойливый речитатив: «Мы из России, супер-Бобровы, дружные семьи — России основа».
Странные, согласитесь, все-таки представления у авторов фильма о семейных ценностях и духовных основах матушки-России...