Япония дотянулась до Сахалина

Сегодня Дмитрий Медведев встретится с премьер-министром Японии Таро Асо на Сахалине. Лидеры двух государств отправят первый танкер со сжиженным природным газом в Японию - в рамках проекта "Сахалин-2". А заодно традиционно поговорят о Курилах.

Правда, времени на долгую беседу не будет: кресло под главой кабинета Японии шатается - его рейтинг в стране не дотягивает и до 10%. В Японии накануне визита почему-то все политики и политологи в один голос говорили: главной темой станут именно Южные Курилы. Упирая на то, что на последней встрече с премьером Асо на саммите G20 Медведев якобы "выражал готовность как можно быстрее урегулировать вопрос".

Энергетика важнее

Однако для обеих стран сейчас куда важнее не территориальные проблемы, а вопросы энергетики. Особенно для небогатой ресурсами Японии. Природный газ занимает в потреблении энергии 25,9%. Поэтому все надежды связывают с российским газом. Сегодня российский президент и японский премьер примут участие в открытии первого в России завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). Это предприятие ежегодно может производить 9,6 млн. тонн СПГ. Продукция завода зарезервирована потребителями на четверть века вперед.

Как заявляют представители "Газпрома", главного координатора и участника проекта, 18 февраля "откроется новая страница в истории международного энергетического сотрудничества". Япония в "Сахалин-2" вложила в общей сложности 80 млрд. долларов - это половина стоимости проекта. Она же обязалась покупать и потреблять 60% производимого газа, что обеспечит ей 10% всех потребностей в газе.

Индонезия закрутила гайки

Полностью зависящая от импорта из-за рубежа Япония до сих пор получала газ из Индонезии, Малайзии и Австралии. Однако в последнее время главный поставщик Индонезия, ссылаясь на растущие внутренние потребности, стала "заворачивать гайки". По заявлению представителя торгового дома "Мицубиси сёдзи" в Москве, технологическая помощь и участие Японии в "Сахалине-2" "революционно изменит структуру поставок сырьевых ресурсов".

Теперь на транспортировку газа с Сахалина будет уходить всего два-три дня, что удешевит расходы на четверть. Под Токио уже строится новый подземный резервуар-накопитель.

- Несомненно, главной темой на сахалинской встрече должны стать вопросы энергетики, - говорит "Труду" Мунэо Судзуки, депутат от Хоккайдо, от близких к "северным территориям" районов Нэмуро и Кусиро. Однако, по его мнению, и без обсуждения главного раздражителя в российско-японских отношениях - "курильского" - дело не обойдется.

Чем богат шельф

Еще в 90-х Россия привлекла к освоению шельфа Сахалина иностранцев. Так, в рамках соглашения о разделе продукции в реализации проекта "Сахалин-1", направленного на разработку месторождений Одопту, Чайво и Аркутун-Даги (их совокупные запасы достигают 485 млрд. кубометров газа и 307 млн. тонн нефти), приняли участие ExxonMobil, SODECO, "Роснефть" и ONGC. На сегодняшний день на реализацию проекта потрачено более 5 млрд. долларов. Кроме того, в рамках реализации проекта "Сахалин-1" планировалось построить трубопровод для доставки нефти в Японию.

Проект "Сахалин-2" направлен на разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений. Их запасы оцениваются в 633,6 млрд. кубов газа и 182,4 млн. тонн нефти. Кроме того, реализация проекта предполагает строительство 800-километрового трубопровода, который, пройдя через весь остров, будет доставлять голубое топливо на завод по производству сжиженного газа в Пригородном. Там же построен терминал для танкеров-газовозов. Для реализации проекта была создана компания "Сахалин Энерджи". Изначально (до декабря 2006 года) ее основными акционерами были голландская Shell (55%) и японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). Однако после того, как добыча на шельфе была налажена, российская сторона приостановила реализацию проекта, ссылаясь на вред, наносимый экологии. Работа была восстановлена только после того, как в апреле 2007 года в состав акционеров вошел "Газпром", причем ему достались 50% плюс одна акция "Сахалин Энерджи". Остальным акционерам пришлось ужаться: Shell - до 27,5%, Mitsui - до 12,5%, Mitsubishi - до 10%.

Отметим, что в перспективе могут быть реализованы также проекты из серии "Сахалин" с порядковыми номерами до 9. Все они подразумевают освоение прочих месторождений на шельфе.

Цифры

20 млрд.

долларов - минимальная стоимость проекта "Сахалин-2"

800 км

трубопровода было протянуто, чтобы связать месторождения на северо-востоке Сахалина с заводами и терминалами на юге острова

7,45 млрд.

долларов заплатил "Газпром", чтобы получить контрольный пакет акций в компании "Сахалин Энерджи"