Главная Культура 15:42 18 Января 2015 4197
Филармония-2: премьера через 75 лет

Денис Мацуев открыл новый столичный концертный зал

Сергей Бирюков

События, подобного случившемуся в Москве в минувшую субботу, у нас не было в течение 75 лет: сольным концертом Дениса Мацуева открылся новый крупный зал столичной филармонии — Филармония-2. Причем открылся на окраине города, что вдвойне необычно. «Труд» изучил преимущества и недостатки новой культурной площадки.

«Труд» уже рассказывал о новогодней встрече журналистов с директором Московской филармонии Алексеем Шалашовым («В «Филармонии-2» послушать Дениса Мацуева будет в два раза дешевле, чем в Зале Чайковского», 30.12.2014). Алексей Алексеевич с гордостью, но и с оттенком печали, напомнил о том, что целых 75 лет прошло с открытия в Москве главной филармонической площадки, носящей имя Чайковского. С тех пор не только филармония не обзаводилась новыми крупными залами (появление 480-местного «Оркестриона» несколько лет назад у метро «Новые Черемушки» было приятным, но все же локальным событием), но и город в целом не получал площадок с акустикой мирового класса. Например, много претензий к акустическим свойствам Московского международного дома музыки...

Концертный зал Олимпийской деревни на Юго-Западе известен с 1980 года, но на общем фоне столичных площадок никогда не выделялся ни качеством, ни репертуаром. Много нареканий вызывал и уровень спектаклей музыкального театра Владимира Назарова, который обитал в здании около десяти лет. Весной прошлого года госпроверка признала его работу неудовлетворительной, и Министерство культуры переподчинило площадку Московской филармонии, одной из наиболее успешных в стране.

Формально зал открылся в декабре, но настоящее открытие, с широкой публикой и, главное, со звездным солистом состоялось сейчас. Понятно, что ради такого случая филармония постаралась «добыть» своего самого востребованного музыканта — Дениса Мацуева.

И Денис сделал широкий ответный жест: не только исполнил свои «хиты», вроде «Времен года» Чайковского или Второй сонаты Рахманинова, но и показал новую крупную работу — «Крейслериану» Шумана«.

Само появление могучего, темпераментного, харизматичного Мацуева — уже залог успеха мероприятия. «Времена года» — давно и уверенно в пальцах музыканта. Пианист, которого некоторые эстеты считают сугубым виртуозом-темпачом, здесь доказывает, что интимная доверительность интонации Чайковского — точно такая же его естественная эмоциональная среда, как восторг стремительного полета рук над клавишами. Именно так, с бережно прослушанными подголосками, прозвучали «У камелька», «Баркарола», «Осенняя песня»... Хотя и тут — например, в «Святках» — пианист не давал нам забыть, что он — все-таки Мацуев, а не какой-то там вялый певец травоядного уюта: вальс летел так стремительно, что зазвучи он на реальной святочной вечеринке, танцоры бы ноги себе сломали.

«Крейслериана» — одно из глубочайших сочинений Шумана, здесь нет внешней сюжетной или портретной броскости, как, скажем, в «Карнавале», который давно и блестяще Денисом освоен. Зато полно шумановских гармонических «странностей», которые, всмотрись в них детально, покажутся едва ли не пришельцами из экспрессионистических опусов ХХ века. Сделать их внятными публике и в то же время не «споткнуться» на них, включить в общий поток романтически-страстного повествования об одинокой, не понятой окружением личности чудака-капельмейстера Крейслера — очень сложная и техническая (хотя для Мацуева нет технических преград), и главное — художественная задача. Денис с ней справился, выстроил драматургию всей многочастной, полной полярных контрастов получасовой фантазии. И нигде — ну почти нигде — не соскочил на «интонацию этюдов Листа», к чему, подозреваю, его помимо воли толкал изнутри огромный природный темперамент. Разве что чуть-чуть не хватило шумановской «сумасшедшинки» — вспомним, как откровенно сбивается с темпа музыка финала, скажем, в записи Евгения Кисина: так и видишь обиженного героя, которого словно послали — «Хромай отсюда!», — и он уходит вприпрыжку, все время запинаясь, жестикулируя, что-то доказывая невидимым противникам, которые давно о нем забыли...

Ну и бисы, эта отдельная мини-программа, где в микромасштабе музыкант должен проявить все то, о чем «говорил» с публикой весь предшествовавший вечер. А может, и предшествовавшую жизнь. Одной «Музыкальной шкатулки» Лядова было бы достаточно, чтобы опровергнуть стереотипное суждение о Мацуеве как сугубом технаре: более волшебного, исчезающего, но вместе с тем совершенно отчетливого звука я, кажется, не слышал в жизни вообще. Этот тихий завораживающий гармонический поток продолжился в соль-бемоль мажорном Экспромте Шуберта, вдруг вылился в скрябинский экстатический порыв (ре-диез минорный Этюд) и, конечно, получил эффектное завершение в знаменитой фантазии Мацуева на темы американской джазовой классики.

Наградой музыканту были не только шквальные аплодисменты, но и гора цветов, в том числе букеты от певицы и депутата Госдумы Марии Максаковой, министра культуры Владимира Мединского... И это тоже говорит о статусе события. В зале можно было видеть пианистку Екатерину Мечетину, кларнетиста Игоря Федорова, балерину Большого театра Екатерину Шипулину — думаю, редкий концерт собирает такую звездную публику.

Тут самое время вернуться собственно к залу. Назвать его решили именем Рахманинова, что, конечно, красиво, но немного странно, учитывая, что в Москве давно существует и весьма популярен у любителей классики Рахманиновский зал консерватории. Зато нет ни зала Прокофьева, ни зала Шостаковича — не менее великих, чем Рахманинов, русских композиторов.

После помпезного фойе с монументальной каменной мозаикой на не очень понятную тему (если не ошибаюсь, эти античные повозки, князья, шапки Мономаха и прочий пафос остались здесь еще от олимпийского концертного комплекса) зритель попадает в неожиданно уютное, почти камерное пространство, отделанное светлым деревом. Чем-то оно напомнило новый Концертный зал Мариинского театра в Петербурге.

Фойе украшено громадными факсимиле автографов Бетховена и Чайковского

А уж акустикой — точно с ним сравнимо: все эксперты, в том числе сам Денис Мацуев, признали качество высочайшим. «Словно играешь в Японии», — заметил Денис, а Япония известна как страна с самыми акустически совершенными залами. Хотя не удержусь от личного наблюдения: когда звучали одновременно все регистры фортепиано, то басы нередко заглушали верх диапазона (например, в «Мефисто-вальсе» Листа). Что это — недостаток нового, еще не обыгранного рояля «Стейнвей», или просчет исполнителя, или особенности самого зала? Ничего нельзя исключить, а что касается зала, так еще не все акустические приспособления установлены. Например, Алексей Шалашов говорил об акустической раковине американской фирмы Wenger, которую предстоит смонтировать на сцене. Пока же это обыкновенная коробка без каких-либо прикрас — только гладкие панели с кленовым покрытием изготовления шведской фирмы Gustavs.

Изнутри зал отделан акустическим кленом

Досадно, что в столь дорогом для филармонии детище оказались и неудобные для публики места. Так, автора этой заметки усадили на ближайшее к сцене кресло в верхней боковой ложе — но именно с него сцены не видно из-за торчащей вперед перегородки. Конечно, филармония — заведение, где прежде слушают, но и смотреть на исполнителя тоже хочется.

Наконец, о транспортной проблеме. Найти на выходе из метро «Юго-Западная» нужные вам 227-й, 667-й автобусы или 162-ю маршрутку без опытного гида практически невозможно, в этом крупном узле городского транспорта останавливаются десятки маршрутов. Как минимум филармонии следовало бы договориться с метрополитеном о подробных указателях на станции. Иначе прекрасная (и весьма недешево обошедшаяся государству) культурная инициатива разобьется об элементарное нежелание зрителей тащиться на неприветливый край города, да еще и на перекладных.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9397
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7115
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?