Американский истеблишмент продолжает негодовать в связи с победой, одержанной на президентских выборах кандидатом от Республиканской партии Дональдом Трампом. На затухающие угли предвыборных страстей бензина плеснули окончательные данные подсчета голосов, согласно которым конкурентка Трампа от демократов, Хиллари Клинтон, получила на миллион голосов больше, нежели вновь избранный президент.
Возмущение победой кандидата, против которого работала практически вся американская пресса и выступало большинство медийных персон – от профессоров престижных университетов до рэперов и актеров Голливуда, – уже несколько раз выплескивалось на улицы американских городов в виде протестных митингов и погромов. Наиболее напряженная ситуация возникла в портовом городе Портленде: там уличные беспорядки продолжались трое суток, сопровождаясь поджогами и стрельбой. Для наведения порядка полиции пришлось применять слезоточивый газ.
Результаты подсчета голосов окончательно убедили американских законодателей в том, что им было известно и раньше: политкорректная сторонница мультикультурализма и обуздания России выиграла у Трампа по числу голосов, но проиграла из-за особенностей американской избирательной системы. На фоне этого понимания сенатор от Калифорнии, демократ Барбара Боксер представила на рассмотрение коллег законопроект об отказе от нынешней избирательной системы и переходе к прямым выборам главы государства.
Американские нюансы
В настоящее время Америка использует двухступенчатый механизм избрания президента. Каждый штат имеет определенное количество голосов супервыбощиков, которые может подать за того или иного кандидата. Существуют штаты с большим и с меньшим количеством голосов; такое неравенство является следствием федеративного устройства США.
При этом во время выборов действует правило: «победитель получает все». Это значит, что голоса супервыборщиков не делятся пропорционально проценту голосов, полученных кандидатами. Штат отдает все имеющиеся у него голоса за того кандидата, который победил на его территории.
Часть штатов традиционно голосует за республиканцев, другие десятилетиями демонстрируют такую же лояльность к демократам. Следовательно, большинство своих предвыборных поездок кандидаты в президенты совершают в ключевые колеблющиеся штаты. За время нынешней кампании Трамп сумел победить Клинтон во всех колеблющихся штатах, кроме Нью-Гэмпшира, а заодно и обошел ее на территориях, считавшихся безусловными вотчинами демократов.
По количеству поддержавших его штатов Трамп обогнал соперницу в разы; однако за Клинтон проголосовали территории с самыми крупными мегаполисами и, как следствие, с наиболее высокой концентрацией населения.
Невозможное возможно
Теперь представители проигравшей стороны заговорили о том, что существующая система выборов архаична и несправедлива. «Это единственная страна в мире, где можно получить большинство голосов и все равно проиграть президентские выборы, – заявила в четверг, 17 ноября Барбара Боксер. – Коллегия выборщиков устарела и является недемократической системой, которая не отражает наше современное общество», - добавила она.
Обозреватели отмечают, что демократы не ставили вопрос о недостаточной демократичности выборов даже в двухтысячном году, когда представитель демократов Альберт Гор проиграл битву за Белый Дом Джорджу Бушу-младшему. Тогда, как и в ходе нынешней кампании, кандидат от демократов собрал большее количество голосов граждан, но получил меньшее число голосов супервыборщиков. Буш выиграл гонку за высший пост в стране, обогнав Гора на 537 голосов во Флориде. Разрыв между кандидатами составил меньше одной сотой доли процента от количества жителей штата. Тем не менее, Гор, председательствовавший на объединенной сессии Конгресса по подведению итогов выборов, двадцать раз подряд отклонил предложения своих сторонников аннулировать голоса выборщиков Флориды и тем самым обеспечить себе победу.
Пока не совсем понятно, на что направлен нынешний законопроект: на аннулирование уже состоявшихся выборов или же на внедрение удобной для демократов модели на будущее. Однако политологи отмечают, что шансы на реализацию обоих вариантов весьма невелики. Связано это с тем, что закон должны одобрить обе палаты Конгресса, которые находятся сейчас под контролем республиканцев. Но даже если сторонникам реформы удастся протащить документ через Конгресс, то для вступления в силу он должен быть ратифицирован в течение семи лет тремя четвертями штатов.
Впрочем, и победа Трампа на нынешних выборах тоже почти до последнего считалась чем-то невозможным. Так что не исключено, что в скором будущем избирательная система США может измениться. Тем более, что в 2012 году сам Трамп заявлял, что ситуация с демократией в Штатах является «катастрофической».