Облагородить уличную жизнь города, не раздражая блюстителей порядка, взялся Николай Коляда. Он - один из самых плодовитых драматургов, чьи пьесы с успехом ставятся по всей России и за рубежом, режиссер, руководитель театра своего имени, главный редактор "толстого" журнала "Урал", руководитель семинара молодых драматургов... Одним словом, не человек, а фабрика-кухня.
С его легкой руки на главном проспекте Екатеринбурга рядом с краеведческим музеем, в чьем подвале живет "Коляда-театр", каждый день появляется фанерная будочка, красиво разукрашенная мишурой, ковриками, цветочками-веточками. Перед будочкой табуретка. Садишься на нее, накрываешься половичком - и смотришь в щелку.
Единственное сидячее зрительское место постоянно занято. У будочки толпится очередь.
- Чего это там? - пугливо интересуются прохожие, тут же выдвигая различные предположения от "фото на документы моментально" до "за депутатов агитируют".
- Попробуйте - и сами все узнаете, - таинственно улыбается молодой человек в котелке с зонтиком и накладным носом. Он контролирует очередность, а также защищает зрителей от дождя.
В щелку можно увидеть все, что угодно, - как повезет. Иногда Карлсон выпрашивает конфетку, иногда суетится какое-то мохнатое существо, называющее себя Пызей. Можно нос к носу столкнуться с суровой Снежной Королевой или хворым сверчком.
Екатеринбургские дети, не привыкшие к стихийным театральным формам, сползают с табуретки серьезно озадаченными. И каждый пытается заглянуть внутрь будки.
- Там кукла была, а в будке взрослая тетя сидит, - объясняет маме пятилетняя Катя. - Как в кукольном театре. Только это ведь не театр?
В отличие от прагматичных детей взрослые выходят из-за занавески улыбаясь.
- Мне дали настоящую звездочку, - студентка Алена с гордостью демонстрирует блестящий фантик. - Велели под подушку положить и желание загадать... Я уже придумала, что загадаю.
Будочку с чудесами уже окрестили "колядаскопом". Сам Коляда признается, что театрик родился из театра: появление новой сценической площадки вызвано самим течением театрального процесса:
- Новый спектакль репетируют только двое артистов, остальные шатаются без дела. Я решил дать им общественно полезную нагрузку. Так и получился обычный уличный театр, каких много за границей. Каждый из них работает по-своему. Мы выбрали будочку с табуреткой. Результат поразительный: люди смеются, радуются, уходят с улыбкой. Ведь всем хочется верить в хорошее, всем хочется получить свою порцию счастья!