Уже не первую неделю длится «партизанская война» в Приморье. Началось все с анонимных обращений в милицию с призывами остановить коррупцию, а закончилось ведением настоящих боевых действий. На данный момент погибли двое «партизан» и два сотрудника милиции. Четыре милиционера ранены. Мнения по поводу войны разделились. «Партизан» называют то Робин Гудами, то бандитами. Родственники погибших пытаются организовать независимое расследование.
— Светлана Ивановна, еще до того, как Александра объявили особо опасным преступником, его разыскивали за то, что он бежал из армии. Как это произошло?
— В армию Сашу призвали весной 2008 года. Ему нужно было отслужить 18 месяцев. Вначале, когда его отправили в Хабаровск, мне даже домой пришла благодарность за то, что воспитала такого сына. Но потом
Его старшина сказал мне, что Саша провинился и его сильно наказали. В чем именно было дело, я так и не узнала. Но факт остается фактом — незадолго до дембеля Саша оставил свой пост. Вообще в той истории для меня так и осталось много непонятного. О том, что Саша сбежал, мы узнали только через десять дней, да и то не от командования, а от друзей, к которым прибыл гонец из части и сообщил об этом.
А ведь я
— Как же получилось, что Саша стал «приморским партизаном»?
— Вначале Саша прятался у знакомых, последний месяц находился у нас дома. Постоянно сидел в комнате, боялся выходить на улицу, чтобы не попасться милиционерам. Не так давно он решил съездить в Кировский. Наша семья прожила там до 2000 года, а потом я второй раз вышла замуж, и мы всей семьей переехали в Находку.
Так что все школьные друзья Саши остались в Кировском. Это Андрей Сухорада, Саша Ковтун, Роман Савченко. (Все они подозреваются в причастности к банде «приморских партизан». —
О том, что они все объявлены в розыск и их ищет милиция, я узнала уже в начале июня. Но у меня есть доказательства и факты, что ни в какой банде он не был. Там ведь даже сроки не сходятся. Я посмотрела в интернете даты первых нападений, которые приписывают ребятам. В тот момент Саша был еще в армии. Он даже еще не сбежал.
— Отец Романа Савченко Владимир Николаевич рассказывал, что большинство ребят, до того как взяли в руки оружие, сталкивались с милицейским произволом. Вы
— Про это я ничего не слышала. Если
— Ребят разыскивали несколько недель как особо опасных преступников. Правоохранительные органы не выходили с вами на связь?
— Никто с нами в эти дни связаться не пытался. До этого, когда Саша сбежал из армии, к нам приехал майор и сказал, что если Саша вернется и дослужит, то ему ничего за побег не будет. Ему ведь оставалось дослужить только месяц, он даже оружия с собой не взял, когда оставил пост. А в последние недели никто из властей про нас и не вспоминал.
Мне даже не сразу сообщили, что моего сына убили. Только во вторник пришли двое сотрудников Интерпола: «Извиняемся, ваш сын мертв. Можете забрать его из морга в Уссурийске». Это все, что мне было сказано.
— По официальной версии, Саша и Андрей Сухорада покончили жизнь самоубийством. Но есть предположения, что их могли убить снайперы:
— На этот вопрос я ответить не могу. Я не была там, не видела, что там происходило, и не знаю, как все случилось. Единственное, что могу сказать: однажды мне Саша пообещал, что в тюрьму он никогда не сядет. Это было вскоре после того, как он вернулся из армии. «Мама, я никогда не делал и не сделаю ничего такого, за что меня можно было бы посадить» — такими были его слова.
— Сообщают о том, что родители ребят собираются инициировать независимое расследование.
— Я только за. В этой истории слишком много непонятного, и в этом необходимо разобраться.
Отец Романа Савченко Владимир Николаевич поначалу не хотел давать интервью. Он пожаловался, что в последнее время его слова слишком часто искажали местные средства массовой информации. Но в итоге все же согласился на комментарий:
— Мне удалось увидеть своего сына после того, как его арестовали. Мне было важно это, потому что раньше, сообщая о моем сыне, по телевидению показывали фотографию постороннего человека.
До последнего момента я мог только догадываться, действительно ли это Рома. Сейчас везде сообщают много разной информации, но я хочу подчеркнуть, что мой сын никогда не был скинхедом.
В мои уста вложили эти слова — будто ребята были скинхедами. Это неправда. Никаким экстремизмом они не занимались. За все то время, пока их ловили, среди гражданских не было ни одного пострадавшего. Это очень непростое, сложное дело. Я надеюсь, что оно попадет в поле зрения управления собственной безопасности и его сотрудники найдут возможность пообщаться с обычным населением. Нам есть что рассказать.
Героями приказано не считать!
В Приморском УВД предположение о том, что «приморские партизаны» могли мстить милиционерам за произвол, было воспринято болезненно. «В последние дни предпринимаются попытки создать иллюзию активной кампании в поддержку участников организованной вооруженной группы, которую некоторые СМИ окрестили „приморскими партизанами“, — заявили в
Хроника войны
27 февраля
По мнению следствия, именно в этот день банда напала на милиционеров на улице Давыдова во Владивостоке. Два сотрудника ППС хотели проверить документы у водителя иномарки. Внезапно одному из них выстрелили в голову, милиционер погиб. Второй сотрудник ППС попытался задержать преступников, но они, отстреливаясь, ранили его. Затем преступники завладели табельным оружием и радиостанцией.
27 мая
В Дальнереченском районе в селе Ракитное в своем кабинете был убит милиционер. Отделение было ограблено, похищены спецсредства, милицейская форма.
29 мая
В Яковлевском районе из автомата и охотничьих ружей была обстреляна патрульная машина милиции. Один милиционер ранен.
8 июня
В ночь на 8 июня в районе села Хвалынка Спасского района под обстрел попала машина ДПС. Двое сотрудников милиции получили огнестрельные ранения.
Кроме того, следствие считает, что в последние месяцы подозреваемые совершили ряд краж, угонов и поджогов в Кировском, Дальнереченском и Спасском районах Приморского края.
10 июня
Задержаны Роман Савченко и Владимир Илютиков. Во время допроса Роман признался в совершении нескольких преступлений.
11 июня
Прошла операция задержания в Уссурийске. Андрей Сухорада и Александр Сладких погибли. Один милиционер ранен. Позднее, после переговоров, сдались Владимир Илютиков и Александр Ковтун.