Андрею Андреевичу, ушедшему из жизни три года назад, 12 мая исполнилось бы 80 лет. Вдова поэта Зоя Богуславская к юбилею учредила благотворительный фонд его имени и премию «Парабола», поощряющую все, что он любил: поэзию, музыку, кино и театр. Девизом премии стали строчки из одноименного сборника Вознесенского 1960 года: «Идут к своим правдам по-разному храбро, / червяк — через щель, человек — по параболе». Хотя сам он «не вошел в поэзию, а взорвался в ней, как салютная гроздь, рассыпаясь разноцветными метафорами...». С виду мягкий и по-детски доверчивый, был абсолютно бесстрашен и бескомпромиссен, когда дело касалось принципов. Считал, что искусство выходит на площадь не для того, чтобы показывать себя, а чтобы переделывать мир. И переделывал его с невиданным напором, заполнял «стихами-вихрями», эпатажным стилем, экстравагантностью рифм и мысли. Достаточно вспомнить поставленные по его поэмам «Антимиры» на Таганке и «Юнону и Авось» в «Ленкоме» — спектакли, на которых умы современников возбуждались и вскипали как гигантская волна. А еще был Политехнический с затаившей дыхание аудиторией, бушующая чаша Лужников и несметное число импровизированных площадок по городам и весям, и переполненные залы в Европе и Америке — «галактические молитвы» Вознесенского всюду находили неизменный отклик. Он дружил с Мэрилин Монро и Артуром Миллером, беседовал с Пабло Пикассо, Хайдеггером и Сартром.
«Тишины хочу, тишины... / Нервы, что ли, обожжены?» Обожженность нервов поэта наяву в любом сборнике, какой ни открой. Примечательны и заголовки: «Ахиллесово сердце», «Тень звука», «Безотчнтное», «Выпусти птицу!», «Дубовый лист виолончельный», «Прорабы духа», «Витражных дел мастер», «Аксиома самоиска»... Он хотел сделать человечество лучше, и в минуты, когда то ему внимало, кажется, это получалось.
«Судьба, как ракета, летит по параболе / Обычно — во мраке и реже — по радуге. / Сметая каноны, прогнозы, параграфы, / Несутся искусство, любовь и история — / По параболической траектории!» Его траектория была высока, широка и масштабна. «Человек — это не то, что сделало из него время, а то, что сделал из себя он сам». Он умел себя конструировать и строить с завидной изобретательностью и успехом.
На доме, где он жил, на Котельнической набережной, сегодня откроют мемориальную доску. Идет поиск здания для музея Вознесенского. Интерес вызывает приуроченная к юбилею выставка «Видеом». В день его
Творить и дерзать, продолжая дело жизни поэта, призывает и премия «Парабола». Вручаться она будет ежегодно, в мае. На вопрос «за что?» председатель нынешнего жюри Олег Табаков ответил кратко: «За талант!» А Зоя Богуславская добавила: «Действущий! Не особо раскрученный, но со своим голосом, от которого мы ожидаем многого и сейчас и в будущем!» Соискателей на премию выдвигают члены жюри, приглашенные лично Зоей Борисовной: Дмитрий Быков, Евгений Гришковец, Алла Демидова, Юрий Кублановский, Елена Пастернак, Алексей Рыбников. В результате дебатов и тайного голосования победителями этого года названы Андрей Гришаев — питерский поэт с яркой индивидуальностью, чье имя, по словам Юрия Кублановского, не набило оскомину; литератор и гениальный, по оценке Дмитрия Быкова, издатель Алексей Костанян, выпустивший книгу Андрея Вознесенского «Прожилки прозы». А также режиссеры Кирилл Серебренников — смелый новатор, будирующий своими поисками не только театральную среду, но и весь социум — дебаты вокруг его кандидатуры были среди судей самыми острыми, и Владимир Панков — постановщик спектаклей в жанре «саунд-драма», где каждый волен импровизировать и проявлять фантазию. Все получат по 20 тысяч долларов, памятные призы и сувениры. Вознаграждением в 5 тысяч долларов отмечены поэтессы Вера Полозкова и Нина Краснова и кинорежиссер Сергей Лобан.