Главная Культура 00:04 17 Апреля 2020 1650
Сергей Пускепалис: Вот тут мне и пришлось поработать воеводой

Эту роль он сыграл в фильме «Сердце Пармы» о присоединении Пермского края к Московскому княжеству, снятого по роману Алексея Иванова

Александр Славуцкий
Фото: © Ministry of Culture Russia, globallookpress.com

Участникам кинопроекта «Сердце Пармы» повезло: они успели закончить съемки буквально в тот момент, когда готова была захлопнуться ловушка карантина. Лента компаний Star Media, «Профит» и телеканала «Россия 1» при поддержке Фонда кино снята по известному роману Алексея Иванова о присоединении Пермского края к Московскому княжеству в XV веке. Режиссер Антон Мегердичев («Движение вверх») собрал настоящее созвездие артистов — среди них Александр Кузнецов, Евгений Миронов, Федор Бондарчук, Алексей Кравченко, Роза Хайруллина, Виталий Кищенко. А на роль мужественного воеводы позвали Сергея Пускепалиса, которого зритель любит за яркие и точные работы в фильмах «Простые вещи», «Как я провел этим летом» (приз Берлинале-2012 за лучшую мужскую роль), «Сибирь. Монамур», «Метро», «Крик совы», «Частица вселенной».

— Сергей, вы практически всегда играете тех, кого принято называть настоящими мужчинами. Это ваш выбор или таким вас видят режиссеры?

— Думаю, тут движение встречное. С Антоном Мегердичевым нас связывают несколько общих работ, оставивших у меня прекрасные воспоминания. Видимо, он меня уже представляет в определенном образе. А вообще в этой картине интересный получился замес: интригующая эпоха, непривычный быт и герои, совсем не похожие на нас сегодняшних. В центре сюжета — история противостояния двух миров: православного Московского княжества и древней уральской Пармы, населенной язычниками. Вот тут мне и пришлось поработать воеводой.

Войти в образ этого богатыря было непросто. Один грим занимал несколько часов. А еще облачение в старинную одежду, пришлось освежить и подзабытые навыки езды на лошади. Зато атмосфера на площадке была самой доброжелательной, и пейзажи вокруг вызывали восторг.

— Это вы про съемки в Перми?

— Ну да. Там на берегах двух прекраснейших рек были построены роскошные декорации: деревянные города, крепости, дома на сваях. Постройки очень органично вписывались в удивительный ландшафт с реками, лесами и горами. Увы, я не Паустовский, живописать вам эту красоту не смогу. Но подождите, фильм выйдет на экраны — и сами все увидите. Оператор Сергей Астахов — патриарх отечественного кино, работавший еще с Алексеем Балабановым, — мастерски умеет воссоздавать природу на экране.

— А что вы скажете про батальные сцены? Слышал, в них участвовали даже боевые лоси?

— Открою маленький секрет: на самом деле это загримированные крупные лошади. Но снято так, что даже внимательный зритель не заметит подмены. Что касается батальных сцен, то их много, на все вкусы. Тут надо снять шляпу перед потрясающим каскадером Дмитрием Тарасенко, с которым я работал и на нескольких предыдущих картинах.

— «Сердце Пармы» — полнометражный фильм. Если посмотреть вашу фильмографию, то она наполовину состоит из сериалов. Что вашей душе ближе?

— Я бы не стал противопоставлять полный метр и сериалы, тем более ставить одно заведомо ниже другого. Все дело в качестве конкретного материала и профессионализме съемочной группы. К тому же последние годы уровень наших сериалов значительно вырос. Ну и я бы сказал, что этот жанр в каком-то смысле ближе к народу.

— Многие ли из сделанных вам предложений сниматься вы отклоняете?

— Как минимум половину. И времени на все не хватит, и еще для меня важно, чтобы фильм и роль не противоречили моим жизненным принципам. После того как мы с Григорием Добрыгиным были названы лучшими актерами Берлинского кинофестиваля, стали поступать предложения от иностранных режиссеров. Но снялся я только у Кевина Макдональда в «Черном море» с Джудом Лоу и Константином Хабенским. В сценариях других фильмов, которые мне присылали, русские люди показывались в таком виде, что хоть караул кричи! Участие в этом для меня неприемлемо.

— Как-то вы сказали, что актерство для вас — вроде хобби. Кокетничали?

— Какое кокетство, так оно и есть. Главным своим занятием я считаю режиссуру. Оканчивал ГИТИС по этой специальности, учился у великого Петра Фоменко. Актерство рассматриваю как дополнение к основной деятельности. Хотя связь сложнее, это система сообщающихся сосудов. Режиссерский опыт, несомненно, помогает мне как актеру.

— В прошлом году вы ушли с поста заместителя художественного руководителя МХАТа имени Горького, чтобы возглавить ярославский Театр драмы имени Федора Волкова. Без колебаний сменили столицу на регион?

— Это не просто регион. Волковский театр — федеральный и принадлежит к пятерке театров, входящих в числе особо ценных объектов культуры России. Между прочим, это первый стационарный русский театр. Там прекрасная труппа, хорошая атмосфера. Мне этот театр знаком, поскольку 10 лет назад я уже там работал. А еще мне нравится Ярославль — красивый и уютный город, со многими жителями я крепко дружу. Конечно, много времени занимает администрирование, но утешает, что тут я тоже приношу пользу.

— Я слышал, что со сменой руководства пострадала афиша.

— Вместе с предыдущим худруком, выдающимся режиссером Евгением Марчелли ушли некоторые актеры, и мы были просто вынуждены что-то убрать из репертуара. Зато состоялось уже четыре премьеры. «Калина красная» по Шукшину — очень интересная режиссерская версия талантливого Владимира Смирнова. Популярен спектакль «Неаполитанские каникулы» итальянского режиссера Паоло Эмилио Ланди — билеты раскупают за месяц до представления. Восторженный прием встретил спектакль «Еврейское счастье» Егора Дружинина по рассказам Шолом-Алейхема. С большим интересом зритель принял спектакль «Каренин» по пьесе Василия Сигарева, где героем выступает не Анна, а Алексей Каренин, стареющий и одинокий человек.

Мне хотелось вывозить наши спектакли и в отдаленные районы Ярославской области. Уже заключены соглашения с клубами и домами культуры Рыбинска, Мышкина. Надеюсь, как только карантин завершится, мы сможем эти планы осуществить.

— Вы думаете, карантин закончится?

— Конечно. Ну не может же эта зараза победить Россию.

— А правда ли, что в ГИТИСе вы учились у отца нынешнего министра культуры Бориса Любимова?

— Борис Николаевич принимал у меня экзамен по эстетике. Это один из самых главных и сложных предметов, как для инженеров сопромат.

— Получается, вы можете свободно зайти к Ольге Борисовне Любимовой и попросить о чем угодно?

— Нет, не могу. У каждого своя работа: она министр, а я руководитель театра. Всякий нарушающий субординацию только вредит делу, внося в отношения хаос.

— Ходит забавный слух, будто в большое кино вас ввел сын Глеб.

— Это не слух, а правда. Глеб начал играть в спектаклях еще школьником, в 9 лет его пригласили в фильм «Коктебель» режиссеров Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова. Так я познакомился с Попогребским, который затем пригласил меня на главную роль в картине «Простые вещи». А затем моя кинокарьера стала развиваться по нарастающей. И у сына тоже все складывается хорошо. Он служит в «Студии театрального искусства Сергея Женовача», своего учителя, снимается в кино. Горжусь им.

— Вы еще опекаете кинофестиваль в Железноводске?

— Да, первый такой смотр под названием «Герой и время» состоялся прошлой весной. Я до того бывал на знаменитом чешском курорте Карловы Вары, где проходит известный кинофестиваль. И всегда думал: а чем наши курорты хуже? Тому же Железноводску больше 200 лет, здесь бывали и царские особы, и великие деятели русской культуры. Инфраструктура в наличии — международный аэропорт, отличные дороги, гостиницы. Ну а о красоте природы еще Лермонтов так сказал, что вряд ли есть смысл добавлять. Короче, моя мечта осуществилась. В конкурсе участвовали 12 игровых и 12 документальных фильмов из 13 стран. Творческие встречи со Светланой Немоляевой, Аликой Смеховой, Станиславом Дужниковым, Ольгой Волковой, Алисой Гребенщиковой, Ольгой Дроздовой, Ольгой Кабо имели громадный успех. Главная наша идея — показывать по-настоящему хорошие фильмы, а не так называемое фестивальное кино. И мы попали в точку: наш первый фестиваль посетили более 80 тысяч зрителей. Руководство Ставропольского края обещало поддерживать смотр и впредь. Пропуская из-за пандемии этот год, мы надеемся, что в 2021-м обязательно снова встретимся с северокавказским зрителем.

— А что с другим вашим начинанием — с кафе под огневым названием «Бар склад ГСМ»?

— К сожалению, наши «горюче-смазочные материалы» довольно быстро оправдали свое название: кафе прогорело в кризис 2014 года. И это стало для меня уроком: нет коммерческой жилки — не испытывай судьбу. С тех пор дал себе зарок служить только своей прямой профессии, а о бизнесе забыть.

— Зато ваша творческая жизнь насыщенна. Как вы отдыхаете?

— Не могу вспомнить, когда последний раз отдыхал. Хотя если учесть, что лучший отдых — это смена дела... Например, превращение из режиссера в актера. А потом — в руководителя театра. С этой точки зрения моя жизнь — просто сплошной отдых!

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5856
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5519
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого наркома народного просвещения Анатолия Луначарского

: Дина Егорова
Труд
1927 год, Женева. Луначарский на снимке - в центре. Фото: Scherl, globallookpress.com

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого народного комиссара просвещения Советской России, переводчика, критика и искусствоведа Анатолия Луначарского — одной из самых загадочных...