Главная Культура 22:01 17 Февраля 2011 19049
Анна Нетребко: «Всегда готова взять в руки тряпку и помыть пол»
Готовясь к роли Анны Болейн, прославленная оперная певица не забывает и о бытовых мелочах
Сергей БИРЮКОВ - актуальный

— Анна, это «Труд» из Москвы беспокоит. Есть несколько минут, чтобы поговорить?

— Господи, а я думаю, кто это все утро трезвонит и мешает мне заниматься? Меня предупреждали, что вы будете звонить, но я забыла. Сижу и думаю: сейчас пришибу этот телефон. (Хохочет.)

— Извините ради бога.

— Что вы! Это вы меня извините.

— Вышло, что я подслушал, как вы занимаетесь, потому что вы трубку снимали, а не говорили — просто клали ее рядышком с собой. Звучала запись какой-то оперы — мне показалось, что это куски из «Анны Болейн». У вас что, есть оркестровая фонограмма, под которую вы поете?

— Нет, я просто слушаю диски. У меня есть три разные записи этой оперы — с Марией Каллас, Беверли Силлз и Лейлой Генджер. Сопоставляю интерпретации.

— Кто вам ближе?

— Пока не знаю, только изучаю музыкальный материал. Они все совершенно разные исполнительницы, у каждой что-то свое, индивидуальное, интересное.

— Видимо, готовитесь к апрельской премьере «Анны Болейн» в Венской опере?

— Да, уже через пару недель приступаем к сценическим репетициям.

— Говорят, вы всюду ходите с наушниками, даже на тренажере их не снимаете — в «Анну Болейн» погружаетесь.

— Это правда.

— Я посмотрел, что там за постановочная команда. Дирижер — Эвелино Пидо, вы с ним знакомы?

— Да, это очень хороший дирижер, итальянец, сделал много записей с известными певицами — Анджелой Георгиу, Натали Дессей… Знаток бельканто. Мы уже встречались, обсуждали что к чему и пришли к общему знаменателю.

— Какому?

- Да все просто: исполнять как можно ближе к тексту композитора, так, как написано в клавире.

— А вот о режиссере Эрике Дженовезе известно очень мало. В основном о нем пишут как об актере театра «Комеди Франсез».

— Я с ним, к сожалению, незнакома. Но мне говорили, что это будет довольно-таки классическая по стилю постановка.

— Недавно у вас вышел диск Stabat Mater Россини, а скоро выйдет и Stabat Mater Перголези.

— Да, в марте, на Deutsche Gramophone.

— Но вы сами говорили, что после рождения сына ваш голос «покрупнел». Как с таким «вердиевским» голосом петь прозрачную по звучанию музыку барокко?

— На музыке барокко я никогда не специализировалась — это правда, но и не могу назвать Перголези барочным композитором. Во всяком случае, музыка его мне очень нравится и никаких трудностей в исполнении не представляет. Просто важно найти правильного партнера, правильный оркестр и правильного дирижера, который мыслит так же, как я. На диске я это исполняю не с барочным оркестром и не с барочной певицей. Там же есть еще одна сольная вокальная партия. Один раз был у меня случай, я это исполняла с контртенором. Это было интересно, но трудно для меня, потому что контртенор — голос негромкий, и мне приходилось очень сильно убирать свой голос, чтобы сохранить баланс. Да и если эту партию поет женщина-контральто, то в большинстве случаев такой голос тоже небольшой. Так что для нашего диска пришлось очень сильно поискать хорошее контральто с крепким голосом, чтобы наши голоса звучали гармонично. Это Мариана Пеццолато, итальянка.

— Только что вы спели два спектакля «Любовного напитка» в Мариинском театре — как прошло? Как показал себя дирижер Лучано ди Мартино, о котором вы еще за неделю до представления ничего не знали?

— Прошло вроде бы ничего, но дирижер как-то не вызвал особых восторгов ни у кого.

— Как же вышло, что взяли именно его?

— Я не знаю, это, наверное, вопрос к руководителю театра Валерию Абисаловичу Гергиеву. Думаю, просто мне надо было использовать свое влияние и каким-то образом позаботиться о том, чтобы дирижер был достойным всего остального. Можно было бы пригласить Клаудио Ванделли, с которым мы только что сделали гастрольный тур по Восточной Европе и который бы, несомненно, смог зажечь всех своим огнем. Иначе как-то непонятно, зачем платить такие деньги за постановку. Мы много работали, но дирижер немножечко все притянул вниз.

— У вашего мужа Эрвина Шротта это был дебют на Мариинской сцене. Что он сказал о вашем родном театре?

— Ему там было замечательно хорошо.

Анна Нетребко и Эрвин Шротт на сцене Мариинского театра в спектакле "Любовный напиток". Январь 2011 года.

Мужу Анны Эрвину Шротту в спектакле "Любовный напиток" пришлось преображаться в пузатого старика.

— А если сравнить, скажем, с Венской оперой или нью-йоркским театром «Метрополитен»?

— Ну, акустика в Мариинском театре плохая, это все знают. Но Эрвин тем не менее говорит, что петь было удобно, и принимали его хорошо — публика, все коллеги. И Петербург как город ему безумно нравится, он говорит, что обязательно будет сюда возвращаться.

— Но у него вышел какой-то конфликт с режиссером.

— Да, действительно. Это очень известная постановка Ролана Пелли, она уже в нескольких театрах была, и представитель Пелли, который переносил ее на сцену Мариинского театра, сказал Эрвину, что тот не вписывается в спектакль: голос его якобы слишком большой, и вообще он слишком хорошо выглядит. А его герой, Дулькамара, задуман как такой неуклюжий толстяк с бородавкой на носу, торчащими ушами и без зубов. В общем, Эрвину сменили имидж, и он за одну репетицию полностью переделал свой образ.

— Вслед за «Любовным напитком» в Петербурге у вас в мае будет «Любовный напиток» в Баварской опере. Причем спектакль совершенно другой, режиссер там Давид Бёш, немец.

— Ну да, я спросила, что за постановка, мне сказали, что вроде нормальная.

— Но, судя по анонсу, сильно авангардная.

— Да? В Мариинском театре у нас было такое итальянское сельпо 1960-х годов, я въезжала на сцену на мотороллере, а влюбленный в меня Неморино — на тракторе.

— А тут какой-то батискаф… Вам вообще без разницы, идет ли опера в историческом виде, в каком ее задумал композитор, или антураж осовременен?

— Я не против современных постановок, только не должно быть такого, что постановка забивает саму музыку. А если спектакль интересен и заставляет увидеть произведение с новой стороны, тогда я это приветствую.

— Приходилось когда-нибудь отказываться от постановки, как дирижер Юрий Темирканов в свое время отказался от «Пиковой дамы» в Лионской опере, где якобы Герман хватал Лизу за мягкое место, а она укладывала его на себя?

— Нет, мне как-то везло — таких случаев не было. Я в общем стараюсь быть осторожной, заранее спрашиваю, что за постановка. Потому что бывают иногда такие спектакли, что лучше там не появляться — это потеря не только времени, но и репутации. Однажды я все же попалась — участвовала в постановке «Риголетто» в Баварской опере, где все было сделано, как будто действие происходит на планете обезьян. Герцог был черной гориллой, Риголетто — астронавтом в космическом костюме. В общем, полный абсурд, непонятно зачем и для чего. Вот с тех пор я стараюсь очень осторожно выбирать постановки. Angl? kalbos kursai ir vaik? dienos vasaros stovyklos Kaune ir Vilniuje, Klaip?doje Intellectus tinklapyje

— Читал, что у вас с мужем Эрвином летом будет концертное турне, во время которого вы впервые исполните знаменитый дуэт из «Порги и Бесс» Гершвина.

— Да, это будут большие концерты в Европе, мы с Эрвином и с замечательным тенором Йонасом Кауфманом поем на трех огромных площадках — «Лесная сцена» в Берлине, Кёнигсплац в Мюнхене и венский Штадтхалле. Но поправлю вас — дуэт из «Порги и Бесс» мы уже пели много раз. И это только один номер из большой программы, где будут отрывки из «Манон Леско», финал «Фауста»…

— В прошлом нашем разговоре, в январе, вы сказали, что в следующем сезоне в Москве устроите шикарный концерт. Можно уже раскрыть какие-то подробности?

— Концерт, конечно, будет, и мы уже работаем над воплощением этой идеи, но пусть это будет пока наш маленький секрет и сюрприз для истинных любителей вокала.

— Прошел также слух, что ваша смелая вылазка в область поп-музыки (дуэт с Филиппом Киркоровым) найдет продолжение, и в феврале вы вроде бы запишете дуэтную программу с Дмитрием Хворостовским на музыку Игоря Крутого. Это так?

— Да, у нас намечается проект с Дмитрием Хворостовским, но и об этом, как обо всех остальных моих проектах, которые еще не подошли к воплощению в реальные формы, пока говорить рано. Время покажет.

— Вы так много ездите, даже посреди нынешней серии спектаклей «Дон Паскуале» в Метрополитен-опере не поленились слетать на два дня в Вену.

— Ну конечно, когда у Эрвина премьера новой постановки «Свадьбы Фигаро», где он дебютирует в партии Графа, разве я могу такое пропустить?

— Во всех этих переездах сын Тиша с вами?

— На два дня в Вену я его, конечно, не брала, оставила в Нью-Йорке. Вот допою здесь «Дона Паскуале», и тогда уже все вместе вернемся домой в Вену. А так, конечно, он всегда со мной.

— В прошлом интервью «Труду» вы рассказывали, что Тиша к музыке не очень расположен, больше увлекается конструктором. Но на питерской премьере «Любовного напитка» он проявил горячий интерес к опере и даже прорвался на сцену. Стало быть, надежды на сценическую карьеру сына еще не оставлены?

— Надежд особых никто и не возлагал пока, но действительно, в этот раз на генеральной репетиции «Любовного напитка» в родной Мариинке Тиша впервые выехал на сцену в машине — у папы на руках (что было, конечно, отступлением от сценария и за что мы впоследствии имели выговор от режиссера-постановщика). И потом очень не хотел уходить за кулисы и весело щебетал детские песенки себе под нос.

На генеральной репетиции "Любовного напитка" на сцене вместе с Эрвином Шроттом неожиданно появился и их с Анной сын Тьяго.

— Вы уже приглашаете к нему каких-то педагогов?

— Каких педагогов — маленький еще, два года.

— О, сейчас такие тенденции пошли, продвинутые родители чуть ли не с пеленок начинают своих чад учить иностранным языкам, танцам…

— Я вообще человек старомодный, считаю, что самое лучшее воспитание — это советское, которое было у нас. Чем проще воспитываешь ребенка, тем лучше. Не надо детей перегружать. Все эти школы, где по восемь часов в день детей заставляют учиться, — совершенный абсурд. Делать из малышей гениев, когда они таковыми не являются, по-моему, глупо. Лучше пускай на улице играют с друзьями.

— Ваше советское воспитание — это что же значит, вас саму приучили у плиты стоять и пол своими руками мыть?

— А что тут такого? Если пришла домой и вижу — пол грязный, чего дожидаться какого-то специального человека? Взяла тряпку и быстро помыла. Если не убрано, взяла и убрала. Конечно, и няня приходит к Тише, и друзья всегда готовы плечо подставить. А готовить я люблю, особенно кавказские блюда — я же родом с Кубани. Ну, а кто любит готовить, тот и поесть любит — соленое, острое, жареное, вареное, всякое.

— Знаю, что вы занимаетесь благотворительностью.

— Не люблю об этом рассказывать.

— Хорошо, но хотя бы расскажите, как возникло ваше сотрудничество с международным благотворительным фондом «Рериховское наследие», вместе с которым вы помогаете больным детям из петербургского ортопедического института имени Турнера, и не только им.

— Помогать тем, кому я могу помочь, — одна из моих главных жизненных позиций, занимаюсь этим буквально с детства. Просто с годами возможностей стало больше, и я их использую гораздо шире. Ну, а кто такой Рерих, знаю тоже с детства — родной брат моего отца был прекрасным и самобытным художником, большим поклонником творчества Рериха. В нашем доме была масса всевозможных репродукций и копий картин Николая Константиновича Рериха, сделанных его рукой. Можно сказать, я выросла под их сенью. А сотрудничество с международным благотворительным фондом «Рериховское наследие» — это скорее заслуга моего друга и доверенного лица Влада, так как он глубоко проникнут этой философией и вообще всем наследием этой великой русской семьи.

— В вашей напряженной жизни остается ли время на кино, чтение?

— Вообще я переключаюсь легко. Люблю смотреть кино, но, к сожалению не всегда есть возможность посетить кинотеатр, поэтому я с помощью домашнего кинотеатра отслеживаю все новинки Голливуда и нашего родного кинематографа. Иногда кино приходит на помощь при погружении в новую роль. Стараюсь пересмотреть все относящееся к эпохе, которую мне предстоит сыграть на сцене. Из последнего, что удалось увидеть, — сериал "Тюдоры", драма "Еще одна из рода Болейн". Это, как вы понимаете, в связи с работой над ролью Анны Болейн. С той же целью я перечитала много книг об эпохе Анны, от энциклопедических изданий до художественной литературы, которую, кстати, находила с большим трудом, приходилось и друзей просить помочь.

— А если выпадает пара недель свободы, куда едете? В теплые страны или в какой-нибудь уединенный европейский замок-отель, где вас никто не найдет?

— Все дело в том, что такой роскоши, как две недели свободы, у меня давно уже не было. Вот, например, в этом году во время январского безмятежного отдыха всех людей мы с Эрвином хоть и были на прекрасных Канарских островах, но и там выступили с двумя концертами вместе с маэстро Спиваковым.

— Столько городов попадается вам на гастрольных путях…. Есть такой, куда приезжать — самая большая радость?

— Городов действительно много. И каждый радует по-своему, но самая большая радость — это приезд на родину. Здесь меня всегда ждут близкие друзья, мой папа и все родные. Конечно, я имею жилье и в Америке, и в Европе, но каждый приезд на родину — это особое состояние души, и его невозможно передать словами.

— Ваша сестра Наталья, когда-то уговорившая вас участвовать в конкурсе красоты Кубани (и вы стали вице-Мисс Кубани), теперь модельер. Не было мысли выйти на сцену в ее костюмах?

— Наташа, конечно, талантливый и многоплановый человек, но на сцену я выхожу в нарядах, которые пошили театральные портные по замыслу и эскизам режиссера-постановщика. Это же не подиум, а театр.

Анна Нетребко (справа) с сестрой Натальей. Фото из семейного архива.

Анна Нетребко с родителями, сестрой Натальей и ее семьей. Фото из семейного архива.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33383
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8011
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4920
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4733
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4509
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 4004
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...