Годовое общее собрание акционеров ОАО «Тольяттиазот», назначенное на 13 сентября, не состоялось из-за отсутствия кворума, сообщает предприятие. Крупнейшему в мире производителю аммиака, ныне фактически лишенному корпоративного управления, теперь грозят штрафы в сотни тысяч рублей и новые судебные разбирательства.
Как сообщает «Правда.ру», 30 июня истекли полномочия совета директоров ТоАЗа. Без проведения собрания акционеров никто не продлит полномочия его членов и не изберет новых. Две предшествующие попытки провести собрание – 24 мая и 28 июня – также окончились провалом по той же причине – отсутствие кворума в связи с неявкой основных владельцев. Это порождает множественные неприятности: акционеры не могут рассмотреть вопрос о начислении дивидендов, не утвержден годовой отчет за прошлый год, не назначены ревизионная комиссия и аудитор. Вдобавок ситуация подпадает под ч.5 ст. 15.23.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность дисквалификации должностных лиц и штраф 500-700 тыс. руб. для юридических лиц.
В конце 2012 года Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере на «Тольяттиазоте». По версии следствия, «Тольяттиазот» продавал свою продукцию по заниженной цене трейдеру Nitrochem Distribution AG, дочерней структуре Ameropa AGАндреаса Циви, который еще и владеет 12% акций «Тольяттиазота». Трейдер, в свою очередь, реализовывал продукцию «Тольяттиазота» по всему миру уже по рыночной цене. Уже в январе 2013 года тогдашний генеральный директор ТоАЗа Евгений Королев отбыл в Лондон, как говорили на заводе, «в служебную командировку». Из нее он не вернулся и по сей день. Директору предъявлено обвинение в мошенничестве, причинившем заводу ущерб в $550 млн. Государство в результате аферы недосчиталось около 5 млрд руб. налоговых отчислений. Год спустя против Королева завели уголовное дело по статье «злоупотребление полномочиями» по факту вывода из ТоАЗа наиболее ликвидных активов – метанолового производства вместе с земельным участком, на котором оно расположено. Суммарный ущерб, нанесенный предприятию незаконными действиями, оценивается экспертами в $1,5 млрд, а Евгений Королев был заочно арестован и находится в международном розыске. В декабре 2014 года суд заочно арестовал и других руководителей «Тольяттиазота» – председателя совета директоров Сергея Махлая, совладельца Владимира Махлая, главу AmeropaАндреаса Циви и директора Nitrochem Беата Рупрехта. Все пятеро фигурантов разыскиваются Интерполом.
Недавно ТоАЗ распространил сенсационную информацию о продаже мажоритарного пакета структурам экс-президента Калмыкии и главы ФИДЕ Кирсана Илюмжинова. Однако ведущие эксперты и журналисты уверены, что сделка на самом деле не состоялась и не могла состояться – 29 июля этого года Центральный районный суд Тольятти арестовал все акции ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот» в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве и никакие операции с ними в данный момент невозможны. В феврале 2013 года постановлением Комсомольского суда Тольятти в связи с расследованием дела о мошенничестве был наложен арест на акции «Тольяттиазота», принадлежащие основным владельцам. В 2015 году был арестован весь имущественный комплекс «Тольяттиазота». К тому же для такого рода приобретений необходимо было получить согласие Федеральной антимонопольной службы РФ. На самом ТоАЗе говорят, что никаких проблем нет: собрание акционеров не состоялось только лишь из-за появления нового владельца, не успели, мол, соответствующие документы к мероприятию подготовить. А согласие ФАС якобы вообще не требуется, так как сделка совершалась не с арестованными акциями, а с владеющими ими иностранными компаниями на территории иностранного государства. В действительности же ст. 28 федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции»предписывает получить разрешение антимонопольного органа, если «приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа». По сути это означает, что где бы ни находились лица, контролирующие российское предприятие, и в какой бы юрисдикции ни заключалась сделка, для получения контроля над предприятием в России необходимо одобрение российского антимонопольного органа.
«Кажется, ни один из участников рынка в сделку не поверил. Как правило, инвестор готов входить в такую историю, если понимает, что останется в плюсе», – писала газета «Ведомости» в статье «Почему никто не верит в продажу «Тольяттиазота» Илюмжинову». Политический вес и связи главы ФИДЕ, считают эксперты, должны помочь Махлаям и Циви развалить возбужденное против них уголовное дело о мошенничестве и решить проблемы с миноритариями. Но очередной срыв собрания акционеров наглядно демонстрирует, что никаких новых владельцев у ТоАЗа на самом деле не появилось.