Не секрет, что потоком новостей в России управляют сверху. Вот почему очень важные и острые события и факты тонут в мутной пене второстепенных и даже странных тем, далеких от жизни. Пример такого «шума ни о чем» — предложение о четырехдневной рабочей неделе.
Оно всплыло из недр странной организации под названием Федерация независимых профсоюзов. Уже 20 лет ее глава Михаил Шмаков взывает к небесам с предложением платить россиянам зарплаты и пенсии по европейским стандартам, но ничего для этого не делает. Отчаявшись, он, кажется, решил сменить пластинку. А то ведь можно и забыть, что в России существуют профсоюзы. Выпуская в полет «утку», профсоюзные деятели сослались на весеннее заявление премьера Медведева на форуме Международной организации труда в Женеве. Хотя Дмитрий Анатольевич имел в виду общемировой тренд, некую теорию, а вовсе не российскую конкретику. Но невидимые дирижеры подхватили «новость». На самом деле, хватит пожаров, взрывов и митингов, давайте о хорошем — об отдыхе.
И пошло-поехало! Министерства и ведомства наперегонки бросились комментировать, давать оценки. Сходились на том, что идея хорошая, но преждевременная. Бизнес-сообщество, как всегда, когда это не сулит скорую прибыль, идею отвергло. Гуманитарии заволновались: а не сопьется ли народ, не зажиреет, не свихнется от безделья? Опросили народ — там половина против: опасаются, что урежут и без того скудную зарплату...
Дискуссию охладил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, заявив, что в Кремле эту идею не рассматривают. И на том спасибо, хотя... Много лет в Кремле не рассматривали повышение пенсионного возраста. А потом вдруг рассмотрели.
А между тем сокращение продолжительности рабочей недели уже происходит в некоторых развитых странах, достигших высокой производительности труда, его организации, автоматизации и, соответственно, достойных зарплат и социального обеспечения. Одной из первых такую реформу в 2000 году провела Франция, где максимальное число рабочих часов было уменьшено с 39 до 35 в неделю. Главной целью преобразований было снижение уровня безработицы.
В середине 2010-х ряд компаний в Великобритании, Новой Зеландии, Румынии и других странах перевели своих сотрудников на четырехдневную рабочую неделю с сохранением зарплат.
Недавний референдум в Швейцарии был посвящен введению базового дохода — по сути, освобождению граждан от обязательной трудовой повинности в принципе. А министр экономики Дании пошла еще дальше. По ее идее, к 2030 году люди уже должны начать пользоваться всеми благами бесплатно. Собственность, личный транспорт упраздняются. Как и работа в традиционном понимании. Коммунизм, утопия? Но «загнивающая» Европа работает над ее претворением.
А в Китае идет серьезная дискуссия о четырехдневке. На нее планируется перейти планомерно к 2030 году. А пока проводятся эксперименты: государственные и муниципальные служащие переводятся на четыре рабочих дня в различных провинциях. Но там рост экономики бьет рекорды уже десятилетия, в результате чего средняя китайская зарплата давно превысила российскую. К тому же там не повышают пенсионный возраст и при этом увеличивают пенсии. Не стоит забывать, что Китай — социальное государство, однако там хорошо просчитывают ходы.
Китайцы не скрывают, что одна из главных целей возможной реформы — вовлечение в технологичные сферы производства населения сельских регионов. Хотя идеи высвобождения творческого потенциала в IT-секторах, сохранение здоровья, а также развитие туризма и увеличение продолжительности отдыха также присутствуют. В Китае поставлена задача: довести долю ВВП, производимую в сфере услуг, до 50% (в США и Европе этот показатель составляет 70-80%). Но чтобы расширить рынок услуг, люди должны иметь больше свободного времени. Действительно, в рабочее время (а контроль за ним в Китае очень жесткий) по магазинам не побегаешь. В том числе для развития сферы услуг продлены каникулы в период китайского Нового года, восстановлены длинные отпускные весной. Это дало резкий всплеск развития туризма и инфраструктуры.
Но в основе этих шагов — мощный рост экономики и уровня жизни населения. Чего у нас не наблюдается уже давно. Так о какой четырехдневке ведем речь?