Главная Культура 21:52 16 Августа 2018 6679
Год без Веры Глаголевой

Пронзительно распахнутые в мир глаза, вечно летящая походка...

Леонид Павлючик
Фото: globallookpress.com

Она вошла в мою жизнь 40 лет назад. И уже пребудет в ней до конца. Мы не росли в одном дворе и даже в одном городе, не были по жизни совсем уж близкими друзьями, но мы были ровесниками, людьми одного поколения, что в данном случае немаловажно. В середине 1970-х я осваивал профессию журналиста, начал писать о кино, она в те же годы стремительно овладевала профессией актерской...

Снималась Вера часто, в том числе и благодаря своему тогдашнему мужу Родиону Нахапетову, с которым они составляли едва ли не самую красивую пару советского кино. Я ждал и искал в кинотеатрах фильмы с молодой, поразившей мое воображение актрисой. Помню ее чистое, словно промытое летним ливнем, лицо, хрупкую, ломкую, с острыми ключицами фигуру, ее стремительные проходы, пробежки и наполненные раздумьем паузы в фильмах «На край света», «Не стреляйте в белых лебедей», «О тебе». Подзабыл уже сюжетные подробности этих фильмов, но помню, что каждое ее появление на экране удивительным образом рифмовалось с чистым дыханием ветра, с плеском речных струй, с бликами солнечного света и ослепительным росчерком молнии на горизонте...

Вчерашняя школьница, комсомолка, красавица, мастер спорта по стрельбе из лука, она ни дня не училась на актрису. И это было заметно: такой органичной, природной, как у лани, грации мне видеть на экране не приходилось. Вера взрослела — и становились сложнее, глубже ее роли. Она снималась у корифеев — Анатолия Эфроса («В четверг и больше никогда»), Игоря Таланкина («Звездопад»), Семена Арановича («Торпедоносцы»), Виталия Мельникова («Выйти замуж за капитана»), но свет чистоты, искренности, естественности не покинул ее. Да и внешний облик остался тем же: падающая на лоб светлая челка, пронзительно распахнутые в мир глаза, вечно летящая походка...

За всю свою жизнь она не сыграла, кажется, ни одной отрицательной роли. Это была ее позиция — она охотно рассказала мне об этом, когда наши пути пересеклись. Вера не хотела тянуть на экран убогих, ущербных, сирых, обделенных жизнью героинь. Она отдавала это на откуп другим, возможно, более глубоким и разносторонним актрисам. Сама же, будучи человеком прямым, ясным, цельным, хотела делиться с людьми только светлым.

При всей своей хрупкости, нежности облика Вера обладала сильным характером. Не будь у нее несгибаемого внутреннего стержня, едва ли бы она выросла в большую актрису и самобытного режиссера в трудные для страны годы. Конечно, ей помог со стартом Нахапетов, но после того, как в 1989-м он уехал в Америку, оставив ее с двумя детьми в объятой постперестроечной смутой России, она вынесла на своих плечах все тяготы 90-х, безвременье нулевых. И в конечном счете сделала себя сама, как говорят в подобных случаях американцы.

Продолжая сниматься в кино, дебютировала в режиссуре фильмом о безработных актерах «Сломанный свет», затем поставила еще пять разных картин. В том числе прекрасные ленты «Одна война» и «Две женщины», которые останутся в истории российского кино. Снова вышла замуж, родила третьего ребенка, дала дочкам прекрасное образование, дождалась внуков. И все это — оставаясь все такой же молодой, хрупкой, нежной Верой. Во всяком случае мой комплимент, что, дескать, фильм «Одна война» она сняла крепкой мужской рукой, у нее восторга не вызвал. Она хотела в глазах мужчин оставаться женщиной, несмотря на то что слово «режиссер» женского рода не имеет...

Никто, кроме родных, не знал, что на протяжении последнего десятилетия своей жизни Вера была серьезно, а если говорить без обиняков, смертельно больна. Она участвовала в реалити-шоу «Последний герой — 3», в игре «Форт Боярд», которые требуют выносливости, выдержки, здоровья. Еще в июне прошлого года во всеоружии своего женского обаяния она явилась на открытие Московского кинофестиваля, а в начале июля зажигательно танцевала на свадьбе своей дочери Насти со знаменитым хоккеистом Александром Овечкиным. И, разумеется, все это время она продолжала активно работать.

Вера на 95% успела снять новый фильм «Глиняная яма» (теперь он называется «Не чужие»), который стараниями ее продюсера Натальи Ивановой был закончен, показан на «Кинотавре», а осенью выйдет в прокат. Кроме того, Вера планировала перенести на экран историю любви Ивана Тургенева и Полины Виардо. А еще она хотела поставить балет по мотивам «Месяца в деревне» на сцене одного из московских музыкальных театров и даже написала либретто, но...

Она не собиралась сдаваться болезни. По словам ее близких, боролась за жизнь до последнего дня, до последнего вздоха. Она очень хотела жить, любить, творить, эта нежная, хрупкая, несгибаемая, сильная Вера. Сегодня, в эпоху быстро вспыхивающих и столь же быстро гаснущих медийных звездочек, для меня (да и для всех) стало очевидно: Глаголева была не просто актрисой, не просто режиссером, а многогранной, по-настоящему значимой и крупной личностью, масштаб которой нам предстоит еще осознать. Год назад, 16 августа, она ушла из жизни — и в мире стало меньше любви, добра, таланта, красоты и света.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 29730
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Спектакль «Калечина-Малечина» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа повествует о недетских проблемах детей

Анна Чепурнова
Труд
И хотя героиня — 10-летняя девочка Катя, и книга, и спектакль рассчитаны на взрослую аудиторию. Фото с сайта Няганского ТЮЗа

В Театре Наций в рамках гастролей спектаклей — победителей ХХI фестиваля театров малых городов показали «Калечину-Малечину» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа. В основе постановки, приехавшей из Ханты-Мансийского...

Культура 00:20 / 07 Февраля 2025 13503
«Чапаев» - и пустота?

Невероятные приключения «Ленфильма», где когда-то снималась отечественная киноклассика

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук доложил об успехах и ушел рулить другими киностудиями. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Смена директоров «Ленфильма», еще недавно похожая на остросюжетный блокбастер, нынче напоминает неоправданно затянутую мыльную оперу. Причем, как во всяком плохом сериале, финал зрителям заранее известен. Еще в 2016...

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

На экраны вышел исторический блокбастер «Злой город». Каким он получился?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Актриса Леонела Мантурова сыграла молодую женщину, которая к финалу фильма превращается в Богиню возмездия

Это новая попытка осмыслить события седой старины, а конкретнее, борьбу Руси с татаро-монгольским нашествием. В центре фильма — героическая оборона небольшого города Козельска, который в 1238 году встал на пути...

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7726
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © D. Eid, globallookpress.com

А вы любите кошек? Даже если пока не питаете к ним теплых чувств, это лишь до поры до времени — пока не откроете эти книжки. Они, собственно, не столько о мяукающих существах, сколько о нас...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4732
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Павел Лунгин сообщил, что не будет брать Юру Борисова на роль Михаила Юрьевича: он уже Александра Сергеевича сыграл

Труд
Фото: агентство городских новостей «Москва», globallookpress.com

Только-только на экраны вышел байопик о «нашем всем», как режиссер Павел Лунгин («Остров», «Царь»), в настоящее время работающий над документальным фильмом о Петре Мамонове, сообщил, что...