Предприятие было подпольным и действовало на территории пригородного сельского аэродрома два с лишним года. Пока следователи транспортной полиции совместно с оперативниками регионального УФСБ не произвели обыск и не обнаружили частный ангар, а в нем «единичные экземпляры самолетов, авиационные детали и комплектующие». А также «факт одновременного ремонта шести маломерных воздушных судов». Занимались этим трое: 46-летний омич с двумя помощниками. В местных СМИ фирму, естественно, окрестили «бандой», а предпринимателей — «подельниками».
Полицейская пресс-служба сообщила, что подельники «не имели специального образования и лицензий: Комплектующие, а также целые самолеты частные лица закупали за границей, проводили сборку и испытания авиатехники: Всего за 2,2 года деятельности преступники заработали более 2,2 млн рублей. Возбуждено уголовное дело...»
Попробуем вникнуть, случай-то нерядовой. Собирать и ремонтировать авиатехнику не каждому бандиту по плечу. Откуда эти-то взялись? Одним из ведущих здешних предприятий является Производственное объединение «Полет» — бывший Омский авиазавод № 166, созданный здесь в 1941 году и за войну выпустивший 78 бомбардировщиков Ту-2, 1405 истребителей Як-7 и около 2000 истребителей Як-9У (те самые, на которых воевали летчики французского авиаполка «Нормандия-Неман»).
Сегодня ПО «Полет» превратился в филиал Космического центра имени Хруничева — производителя модулей ракет-носителей «Ангара» и комплектующих для «Протона-М» и «Рокота». В городе по-прежнему живут немало авиаспециалистов высочайшего класса. Неудивительно, что на интернет-сайтах появилась масса гневных постов в защиту «подпольщиков». Процитируем лишь малую часть.
«Таких самоделкиных надо не судить, а на работу пристраивать. Банда занимается грабежами и разбоем. А здесь мужики за 2,5 года заработали аж 2,2 млн на троих — это меньше 30 тысяч в месяц. Да на таких Кулибиных Россия держится!»
«Если нет претензий от клиентов — супер! Мужики — профессионалы! Кричите, надо работать легально? Так в этой отрасли получить лицензию практически невозможно, корпорации выставили непреодолимые для малого бизнеса барьеры...»
«Это те, кто уничтожил в стране малую авиацию — банда. Они только и могут, что запретить, не регистрировать, разрешать за взятки. По их вине нормальные летчики вынуждены летать по-партизански».
«Их бы не по судам таскать, а помочь с оформлением документов и с кредитом. Да кому это нужно? Это же не банальное растаскивание бабла. Побольше бы таких частных предприятий — и не нужны миллиардные вливания в заведомо провальные проекты, из которых основная часть денег разворовывается чиновниками».
«Нет, не будет у нас своих Илонов Масков, система убивает все на корню. Она не терпит даже малейшей конкуренции».
«А когда Сикорский своего «Илью Муромца» собирал, он лицензированные запчасти использовал? С такими подходами мы останемся в каменном веке. В малой авиации все и так до абсурда доведено. Чинуши, подстраховывая свою задницу, убили отрасль...»
Учтем: хотя Омск называет себя промышленным городом, к местному бизнесу, особенно малому, это не относится. В интернете можно найти перечень отраслей промышленности, в которых работает здешний малый бизнес: в торговле — 130 предприятий, в мясомолочной промышленности — 42, табачно-махорочной — шесть, в свиноводстве — три, в машиностроении — тоже три.
Машиностроение здесь вообще не в чести: по данным Омскстата, в этой отрасли за январь — май накопились самые большие долги по зарплате — более 80 тысяч рублей на каждого машиностроителя. Да и ПО «Полет» может остаться без заказов и без работы. А в Омске только официальная безработица на 1,4% выше средней для России — пособие получают 71,8 тысячи человек.
У подпольных авиастроителей, наоборот, заказов было по горло. Но теперь — ни-иззя-а. Сажать «банду» не стали — с учетом отсутствия судимостей суд решил ограничиться штрафом. Просто ударил по рукам, чтобы другим неповадно было.
Может, в области не нужна малая авиация? Как бы не так! Еще до разоблачения «банды трех» глава Омской региональной федерации сверхлегкой и легкой авиации Сергей Балябкин рассказывал о преимуществах легкомоторных самолетов. Приводил примеры. Скажем, человеку нужно попасть из Омска в Екатеринбург. Прямых авиарейсов нет. Надо уезжать в Новосибирск, на 700 км на восток, чтобы потом улететь на запад. Ехать по автодороге — это 1000-1200 км. А расстояние по прямой — около 800 км — вполне преодолимо для малой авиации.
Только где же ее взять?
Р.S. В Якутии СК возбудил уголовное дело против 35-летнего предпринимателя Василия Куличкина, создавшего частную службу местных пассажирских авиаперевозок на сельскохозяйственном самолете ТВС-2МС-24. Билеты на рейсы он продавал через WhatsApp, причем цены держал божеские — в отличие от официальных авиаторов, у которых перелет между труднодоступными якутскими селами стоит, как недельный тур в Таиланд.
Но лицензии на пассажирские авиаперевозки у Куличкина, конечно, не было и быть при нынешних порядках не могло. Нагрянувшие следователи обнаружили нарушения правил безопасности: посадочные места в «кукурузнике» не были оборудованы ремнями безопасности и т. д. Предпринимателя признали виновным в «оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья». Хорошо, не посадили — оштрафовали на 100 тысяч рублей. Про помощь и поддержку в организации легального бизнеса и речи не было.