Новости
Главная Культура 20:44 16 Июня 2014 3739
«Где раз был поднят русский флаг…»

Зачем Дмитрий Харатьян сел в продюсерское кресло и уехал в Америку

Елена Ищенко

В праздник, День России, в широкий прокат вышла комедия на исторический сюжет «Форт-Росс: В поисках приключений», повествующая о Русской Америке. Главную роль в картине исполнил Максим Матвеев, режиссером стал Юрий Мороз (известный по сериалам «Пелагия и белый бульдог» и «Братья Карамазовы»), а продюсером, неожиданно для многих – Дмитрий Харатьян. Какой личный, родовой смысл имеет для Дмитрия эта работа? Как случилось, что суперпопулярный актер, вложив в ленту собственные деньги, не снялся в ней? Об этом – наш разговор.

Дмитрий, отчего вдруг решили опробовать новое для вас амплуа?

– Вообще-то у меня это уже четвертый продюсерский опыт, хотя, тем не менее, дело это совсем не мое. У продюсеров два закона: первый – не вкладывать в картину своих денег, второй – никогда не вкладывать в картину своих денег. К сожалению, с фильмом «Форт-Росс» я стал дважды нарушителем. Почему? Мне была важна тема фильма: Русская Америка, завоевания наших прадедов, которые осваивали новые земли для будущих поколений. В картине рассказана история крепости Форт-Росс, которая была основана в Калифорнии в 1812 году Русско-американской компанией под управлением Николая Петровича Резанова, его история легла в основу фильма «Юнона» и «Авось». Был и личный мотив: мой дальний предок по маминой линии Степан Гомзяков был управляющим острова Унга на Алеутах и участником Русско-американской компании. Так что фильм стал ответом на зов предков, желанием отдать им должное. К сожалению, история не имеет сослагательного наклонения, те земли мы утратили – и Аляску, и Алеутские острова, и часть Калифорнии, где находится Форт-Росс, и Гавайские острова. Это урок истории, причем малоизученный – еще шесть лет назад я сам не знал о существовании Форт-Росса.

– Но почему для рассказа об этой истории вы выбрали язык не исторической драмы, а приключенческого фильма?

– Об истории Форт-Росса знают только специалисты, а мы хотели раскрыть ее молодежи. Отсюда и жанр – динамичный историко-приключенческий фильм с драками, погонями, любовью, дружбой, отстаиванием своих идеалов… Так сказать, смесь «Индианы Джонса», «Пиратов Карибского моря» и нашего фильма «Назад в будущее». Даже фантастический элемент есть. Так, главный герой, журналист, который отправляется в Калифорнию делать репортаж о Русской Америке (его роль прекрасно исполнил Максим Матвеев), оказывается в прошлом и пытается изменить ход истории и вернуть России утраченное. В прошлом, кстати, он встречается с декабристом Рылеевым, который был управляющим канцелярией Русско-американской компании. Вообще декабристы сыграли большую роль в освоении Америки. Если бы декабрьское восстание не провалилось, то многие ныне американские земли остались бы в составе России. Декабристы хотели освободить крестьян и отправить их на освоение земель в Америку. Но восстание, как мы теперь знаем, было обречено. Спустя несколько лет эти территории были проданы за бесценок. Так, Форт-Росс был продан в 1841 году, а через семь лет там нашли золото. Вот такая ирония истории.

– Судя по количеству спецэффектов и мест съемок, вы вложили в картину действительно много денег. Думаете, отобьете в прокате?

– Картина получилась дорогой. Но «Форт-Росс», кстати, прошел по категории социально значимого проекта, и половину нашего бюджета мы получили в виде финансовой поддержки от Министерства культуры и Фонда кино. Еще часть денег дал Виктор Вексельберг, за что мы ему очень благодарны. У него, кстати, есть фонд «Форт-Росс», который поддерживает крепость (имеющую статус национального исторического парка. – «Труд»). А мы свой Форт-Росс построили под Минском. Вообще география съемок была огромна – Петербург, Москва, Калифорния… Я надеюсь, что фильм найдет отзыв у молодого поколения, ведь он в первую очередь для них, чтобы они начали гордиться своими предками и своей страной. Пусть это прозвучит пафосно, но я действительно считаю, что в этом – наша миссия.

– Вопрос российских территорий сейчас вновь обрел актуальность.

– Поверьте, никакого умысла у нас не было. Да и нельзя снять так быстро такую сложную картину. Мы снимали больше трех лет. «Форт-Росс» – не конъюнктурное кино, это попытка извлечь урок из нашей истории. А что касается российских территорий, бывших или настоящих... Очень правильно однажды сказал император Николай I: «Где раз был поднят русский флаг, он уже спускаться не должен». Собственно, про это и наше кино.

– Вы ведете цикл документальных фильмов «Остров Крым» на Первом канале. У вас с Крымом тоже есть что-то родственное?

– Все, что я сказал про Калифорнию, могу сказать и про Крым. Это часть нашей истории. Родственных связей с Крымом у меня нет, зато есть друзья, любимые места и воспоминания о съемках в различных фильмах.

– Вы же, кажется, до художественного делали документальный фильм о Форт-Россе?

– Да, он называется «Русская Америка». Должен выйти на канале «ТВ-Центр» осенью. Но документальное кино – это другой жанр и, соответственно, другая аудитория.

– И вы надеетесь, что молодежь, которая придет смотреть «Форт-Росс», потом заинтересуется этой темой и посмотрит документальный фильм?

– Логика именно такая. И шире – мы надеемся, что молодежь вообще заинтересуется историей. Как у нас ее преподают в школе? Зачастую учителя читают сухой текст учебников. А важно дать импульс, прорастить зернышко, а для этого нужно говорить с молодыми на их языке.

– Вы уже показывали фильм своим детям?

– Да, и не только своим. Мы делали премьеру в рамках фестиваля «Лучезарный ангел» прошлой осенью. Там была неподготовленная публика, много детей, и меня очень обрадовала их живая реакция: они смеялись, аплодировали, следили с замиранием за сюжетом. Тогда я понял, что мы у цели. Сейчас я готовлюсь к Всероссийскому фестивалю визуальных искусств в «Орленке», президентом которого уже много лет являюсь. Главная аудитория этого фестиваля – дети, и там мы также обязательно покажем «Форт-Росс».

– Дмитрий, а почему вы сами не снялись в фильме?

– Мне многие задают этот вопрос. Но вы посмотрите фильм – там же нет роли, которая бы соответствовала моему возрасту. Да и не было у меня таких амбиций.

– В последнее время вы вообще нечасто снимаетесь.

– Да, но причина не в отсутствии предложений, а в том, что роли, которые предлагают, неинтересны и несодержательны. В последние годы вообще начали предлагать сыграть самого себя. Представляете, до чего я дожил! Сам себе бренд – как Боярский. Ну, друзья мои, я еще жив, зачем мне самого себя играть, тем более в чужой трактовке? С годами требования к ролям только растут. По крайней мере у меня. Повторяться не хочется, набивать руку – уже нет смысла, она набита. Хотя в этой профессии нельзя останавливаться, как и в спорте. Но не забывайте, что я не только киноартист. Играю в театре, участвую в телепроектах, веду концертную деятельность. Недавно закончился сезон спектакля «Нетелефонный разговор» с труппой Театра Армена Джигарханяна. Это удивительная постановка по пьесе Эдварда Радзинского «Ольга Сергеевна» и телефильму Александра Прошкина, в котором играли Доронина, Джигарханян, Плятт… И я играю роль, которую некогда исполнил Джигарханян. Так что интересной работы хватает, играть самого себя мне пока рано.

Спектакль «Калечина-Малечина» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа повествует о недетских проблемах детей

Анна Чепурнова
Труд
И хотя героиня — 10-летняя девочка Катя, и книга, и спектакль рассчитаны на взрослую аудиторию. Фото с сайта Няганского ТЮЗа

В Театре Наций в рамках гастролей спектаклей — победителей ХХI фестиваля театров малых городов показали «Калечину-Малечину» Сойжин Жамбаловой из Няганского ТЮЗа. В основе постановки, приехавшей из Ханты-Мансийского...

Культура 00:20 / 07 Февраля 2025 12729
«Чапаев» - и пустота?

Невероятные приключения «Ленфильма», где когда-то снималась отечественная киноклассика

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук доложил об успехах и ушел рулить другими киностудиями. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Смена директоров «Ленфильма», еще недавно похожая на остросюжетный блокбастер, нынче напоминает неоправданно затянутую мыльную оперу. Причем, как во всяком плохом сериале, финал зрителям заранее известен. Еще в 2016...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 11446
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Он был сыном народного артиста СССР Ростислава Янковского

Фото: «Комсомольская правда»/Russian Look, globallookpress.com

Ушел из жизни актер театра и кино, бизнесмен и медиаменеджер, один из основателей Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Игорь Янковский. Об этом сообщило интернет-издание Sostav со ссылкой на свои источники. Янковский скончался...

Он скончался на 60-м году жизни

Кадр из сериала «Перевозчик» с сайта kino-teatr.ru

Ушел из жизни российский актер театра и кино Игорь Ромащенко, известный по своей роли в телевизионном сериале «Папины дочки». Ему было 59 лет. О смерти Ромащенко сообщило издание «Аргументы и факты» со ссылкой на друга...

Что такое «нечто» по отношению к спектаклям и концертам знаменитого театра

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Если считать все петербургские постановки «Аиды», начиная с первой, в 1875 году, нынешняя будет уже восьмой. Фото пресс-службы Мариинского театра

Премьера одной из самых знаменитых опер мирового репертуара грядёт в феврале в Мариинском театре. Как там обещают, зрелище будет грандиозным. Зрителей ожидает немало открытий, несмотря на то, что это далеко не первое обращение труппы к данному...

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

Андрея Данилко уже отказались выпускать за границу без сопровождения представителей спецслужб и обязали отдавать часть гонораров киевским властям 

Фото: © Alexander Keltik, globallookpress.com

Украинский шоумен Андрей Данилко, широко известный благодаря сценическому образу Верки Сердючки, может оказаться мобилизован в ряды украинских вооруженных сил (ВСУ) и отправлен на фронт. Об этом в среду, 5 февраля сообщает Telegram-канал...

На экраны вышел исторический блокбастер «Злой город». Каким он получился?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Актриса Леонела Мантурова сыграла молодую женщину, которая к финалу фильма превращается в Богиню возмездия

Это новая попытка осмыслить события седой старины, а конкретнее, борьбу Руси с татаро-монгольским нашествием. В центре фильма — героическая оборона небольшого города Козельска, который в 1238 году встал на пути...

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7245
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

На экраны выходит российско-грузинский фильм «Снег в моем дворе», получивший престижный приз на крупном международном фестивале

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Досуг Левана разделяют две собаки: Большая и Маленькая Джесси, которых он нежно опекает

Снял фильм режиссер Бакур Бакурадзе. Он вырос в Тбилиси, учился во ВГИКе у Марлена Хуциева, к 50 годам поставил три фильма. «Шультес» и «Охотник» побывали на фестивале в Каннах,...

Телеканал ТНТ подал в суд на строительную компанию, использовавшую в своей рекламе образы Равшана и Джамшута

Труд
Зная блестящий профессионализм этой парочки, ее трудолюбие и желание угодить заказчику, невольно задаешь вопрос: а правильный ли маркетинговый ход выбрали строители?

Рядовой телезритель даже не подозревает, сколько всевозможных судебных разбирательств происходит вокруг их любимых программ и героев. Вот свежий пример. Некая компания, занимающаяся строительно-ремонтными работами, на своей...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...