В праздник, День России, в широкий прокат вышла комедия на исторический сюжет «Форт-Росс: В поисках приключений», повествующая о Русской Америке. Главную роль в картине исполнил Максим Матвеев, режиссером стал Юрий Мороз (известный по сериалам «Пелагия и белый бульдог» и «Братья Карамазовы»), а продюсером, неожиданно для многих – Дмитрий Харатьян. Какой личный, родовой смысл имеет для Дмитрия эта работа? Как случилось, что суперпопулярный актер, вложив в ленту собственные деньги, не снялся в ней? Об этом – наш разговор.
Дмитрий, отчего вдруг решили опробовать новое для вас амплуа?
– Вообще-то у меня это уже четвертый продюсерский опыт, хотя, тем не менее, дело это совсем не мое. У продюсеров два закона: первый – не вкладывать в картину своих денег, второй – никогда не вкладывать в картину своих денег. К сожалению, с фильмом «Форт-Росс» я стал дважды нарушителем. Почему? Мне была важна тема фильма: Русская Америка, завоевания наших прадедов, которые осваивали новые земли для будущих поколений. В картине рассказана история крепости Форт-Росс, которая была основана в Калифорнии в 1812 году Русско-американской компанией под управлением Николая Петровича Резанова, его история легла в основу фильма «Юнона» и «Авось». Был и личный мотив: мой дальний предок по маминой линии Степан Гомзяков был управляющим острова Унга на Алеутах и участником Русско-американской компании. Так что фильм стал ответом на зов предков, желанием отдать им должное. К сожалению, история не имеет сослагательного наклонения, те земли мы утратили – и Аляску, и Алеутские острова, и часть Калифорнии, где находится Форт-Росс, и Гавайские острова. Это урок истории, причем малоизученный – еще шесть лет назад я сам не знал о существовании Форт-Росса.
– Но почему для рассказа об этой истории вы выбрали язык не исторической драмы, а приключенческого фильма?
– Об истории Форт-Росса знают только специалисты, а мы хотели раскрыть ее молодежи. Отсюда и жанр – динамичный историко-приключенческий фильм с драками, погонями, любовью, дружбой, отстаиванием своих идеалов… Так сказать, смесь «Индианы Джонса», «Пиратов Карибского моря» и нашего фильма «Назад в будущее». Даже фантастический элемент есть. Так, главный герой, журналист, который отправляется в Калифорнию делать репортаж о Русской Америке (его роль прекрасно исполнил Максим Матвеев), оказывается в прошлом и пытается изменить ход истории и вернуть России утраченное. В прошлом, кстати, он встречается с декабристом Рылеевым, который был управляющим канцелярией Русско-американской компании. Вообще декабристы сыграли большую роль в освоении Америки. Если бы декабрьское восстание не провалилось, то многие ныне американские земли остались бы в составе России. Декабристы хотели освободить крестьян и отправить их на освоение земель в Америку. Но восстание, как мы теперь знаем, было обречено. Спустя несколько лет эти территории были проданы за бесценок. Так, Форт-Росс был продан в 1841 году, а через семь лет там нашли золото. Вот такая ирония истории.
– Судя по количеству спецэффектов и мест съемок, вы вложили в картину действительно много денег. Думаете, отобьете в прокате?
– Картина получилась дорогой. Но «Форт-Росс», кстати, прошел по категории социально значимого проекта, и половину нашего бюджета мы получили в виде финансовой поддержки от Министерства культуры и Фонда кино. Еще часть денег дал Виктор Вексельберг, за что мы ему очень благодарны. У него, кстати, есть фонд «Форт-Росс», который поддерживает крепость (имеющую статус национального исторического парка. – «Труд»). А мы свой Форт-Росс построили под Минском. Вообще география съемок была огромна – Петербург, Москва, Калифорния… Я надеюсь, что фильм найдет отзыв у молодого поколения, ведь он в первую очередь для них, чтобы они начали гордиться своими предками и своей страной. Пусть это прозвучит пафосно, но я действительно считаю, что в этом – наша миссия.
– Вопрос российских территорий сейчас вновь обрел актуальность.
– Поверьте, никакого умысла у нас не было. Да и нельзя снять так быстро такую сложную картину. Мы снимали больше трех лет. «Форт-Росс» – не конъюнктурное кино, это попытка извлечь урок из нашей истории. А что касается российских территорий, бывших или настоящих... Очень правильно однажды сказал император Николай I: «Где раз был поднят русский флаг, он уже спускаться не должен». Собственно, про это и наше кино.
– Вы ведете цикл документальных фильмов «Остров Крым» на Первом канале. У вас с Крымом тоже есть что-то родственное?
– Все, что я сказал про Калифорнию, могу сказать и про Крым. Это часть нашей истории. Родственных связей с Крымом у меня нет, зато есть друзья, любимые места и воспоминания о съемках в различных фильмах.
– Вы же, кажется, до художественного делали документальный фильм о Форт-Россе?
– Да, он называется «Русская Америка». Должен выйти на канале «ТВ-Центр» осенью. Но документальное кино – это другой жанр и, соответственно, другая аудитория.
– И вы надеетесь, что молодежь, которая придет смотреть «Форт-Росс», потом заинтересуется этой темой и посмотрит документальный фильм?
– Логика именно такая. И шире – мы надеемся, что молодежь вообще заинтересуется историей. Как у нас ее преподают в школе? Зачастую учителя читают сухой текст учебников. А важно дать импульс, прорастить зернышко, а для этого нужно говорить с молодыми на их языке.
– Вы уже показывали фильм своим детям?
– Да, и не только своим. Мы делали премьеру в рамках фестиваля «Лучезарный ангел» прошлой осенью. Там была неподготовленная публика, много детей, и меня очень обрадовала их живая реакция: они смеялись, аплодировали, следили с замиранием за сюжетом. Тогда я понял, что мы у цели. Сейчас я готовлюсь к Всероссийскому фестивалю визуальных искусств в «Орленке», президентом которого уже много лет являюсь. Главная аудитория этого фестиваля – дети, и там мы также обязательно покажем «Форт-Росс».
– Дмитрий, а почему вы сами не снялись в фильме?
– Мне многие задают этот вопрос. Но вы посмотрите фильм – там же нет роли, которая бы соответствовала моему возрасту. Да и не было у меня таких амбиций.
– В последнее время вы вообще нечасто снимаетесь.
– Да, но причина не в отсутствии предложений, а в том, что роли, которые предлагают, неинтересны и несодержательны. В последние годы вообще начали предлагать сыграть самого себя. Представляете, до чего я дожил! Сам себе бренд – как Боярский. Ну, друзья мои, я еще жив, зачем мне самого себя играть, тем более в чужой трактовке? С годами требования к ролям только растут. По крайней мере у меня. Повторяться не хочется, набивать руку – уже нет смысла, она набита. Хотя в этой профессии нельзя останавливаться, как и в спорте. Но не забывайте, что я не только киноартист. Играю в театре, участвую в телепроектах, веду концертную деятельность. Недавно закончился сезон спектакля «Нетелефонный разговор» с труппой Театра Армена Джигарханяна. Это удивительная постановка по пьесе Эдварда Радзинского «Ольга Сергеевна» и телефильму Александра Прошкина, в котором играли Доронина, Джигарханян, Плятт… И я играю роль, которую некогда исполнил Джигарханян. Так что интересной работы хватает, играть самого себя мне пока рано.