Главная Культура 04:41 16 Мая 2012 0
Алексей Герман-младший: «Параллельное время»
<p>Известный режиссер сравнивает современное кино с советским и нынешнего зрителя — с прежним</p>
Анжелика Заозерская

У Алексея Германа-младшего — короткий перерыв в съемках новой картины «Под электрическими облаками», и по пути из Одессы в Петербург, куда режиссер поехал доснимать основную часть фильма на студии «Ленфильм», он сделал остановку в Москве. В беседе с корреспондентом «Труда» Алексей Алексеевич объяснил, почему в наше время, как он считает, хороших картин снимается меньше, чем в советское, и назвал тех, кто мешает кинопроцессу в стране и его родном городе.

— Андрей Кончаловский на недавнем открытии выставки «Тарковский: Space», посвященной 80-летию со дня рождения великого режиссера, сказал, что Андрей Арсеньевич презрительно относился к современности и вообще ко времени.

— Как мне кажется, Тарковский не мог не думать о том, чтобы снять современную картину. Возможно, он не знал, как ее снять. Этот конфликт свойствен многим великим художникам, которые больше, чем свое время, и у которых понимание эстетики шире и глубже, чем эстетика современности. Очевидно, что Тарковский в своем стремлении говорить об этом большем не боялся слыть бунтовщиком. И за это его многие не любили. Если продолжить тему времени, то для Андрея Арсеньевича важно было успеть за свою жизнь как можно больше сделать. Я сам не всегда успеваю за реальным временем и не очень его люблю. Боюсь в нем раствориться — и поэтому придумываю своего рода параллельное время, которое как бы и настоящее, но при этом только мое.

— Во время работы вы склонны торопить события или же стараетесь делать все в размеренном темпе?

— Над картиной «Под электрическими облаками» мы работаем вместе с моей женой Леной (она сопродюсер) и как раз ругаемся из-за разного подхода к скорости. Лена мне говорит: «Остановись, остановись!», а я отвечаю: «Надо снимать, мы не успеем». По существу она права. Но при запуске картины невольно включается внутренний счетчик, который заставляет тебя бежать: «Успеешь — не успеешь…» Это очень плохо — всегда есть опасность, что из-за устроенной тобой же спешки тебе не хватит двух дней и даже двух часов, которые позволили бы все сделать по максимуму качества. Почему советское кино было лучше современного? Да потому что времени на создание фильма было больше. Возможность делать перерывы часто создавала дополнительное мощное мыслительное пространство, в котором рождалось что-то ценное, даже вечное. Сегодня же у нас включается прибор обратного отсчета времени или, что-то же самое, денежных знаков: меньше, меньше, меньше потратить на создание фильма. И это самая большая неприятность в нынешнем кинематографе.

— Что ж, миром испокон века правит закон «время — деньги». Еще лет 25 назад Россия тщилась считать, что ей он не писан, но теперь и мы — часть мирового сообщества.

— Во время перестройки нам объяснили: надо снимать быстро, как американцы. Но дело в том, что американцы снимают фильмы по-разному. Не говоря уже о том, что в Голливуде уровень специалистов, задействованных в производстве фильма, гораздо выше нашего. Однако мы стали смотреть на не лучшие американские образцы и в результате резко снизили свой уровень. У нас по-прежнему есть прекрасные режиссеры и актеры, но нет времени, чтобы использовать их талант. Мы стали придатками денежно-временного счетчика.

— Две из 11 новелл вашего будущего фильма снимались в Одессе. Довольны ли вы сотрудничеством с украинскими партнерами?

— На мой взгляд, на Украине очень хороший глава Агентства по вопросам кинематографии — Екатерина Копылова, которая правильно связывает будущее украинского кино с подготовкой кадров, с интеграцией в мировой кинопроцесс. Конечно, нужно снимать не только сериалы и рекламу, чтобы появились новые кадры, свежий взгляд и, как результат, хорошие фильмы. Набирает авторитет Одесский международный фестиваль, да и старейший украинский смотр — международный фестиваль дебютного кино «Молодость», к счастью, жив. Замечу, что в России настоящих, серьезных фестивалей не так уж и много.

— Говорят, судьба Санкт-Петербургского международного кинофорума, президент которого — ваш отец, Алексей Юрьевич Герман, — под угрозой. И якобы виновен в этом глава Комитета по культуре Санкт-Петербурга Дмитрий Месхиев. Удивительно, он ведь сам известный режиссер.

— Ни моего отца Алексея Германа, ни Александра Сокурова, ни Андрея Плахова (известного кинокритика, отборщика прошлого кинофорума. — «Труд»), судя по всему, уже не будет на этом кинофоруме. Лично я не очень хорошо понимаю, как будет функционировать международный фестиваль без режиссеров, чьи картины попадали в конкурсы фестивалей класса «А». Не новость, что Дмитрий Месхиев поругался не только с кинематографической общественностью Петербурга, но и с театральной. Яркий пример — ситуация с режиссером Юрием Бутусовым (которого, по сути, вынудили отказаться от поста художественного руководителя Театра им. Ленсовета, так как в противном случае комитет требовал от него отказаться от постановок в других театрах. — «Труд»). Может ли возглавлять культурное ведомство города человек, у которого испорчены отношения с большим количеством выдающихся режиссеров, а среди них не только Алексей Герман с Александром Сокуровым и Юрием Бутусовым, но и Андрей Могучий, Валерий Фокин? При всем моем уважении к Дмитрию Месхиеву как к режиссеру, он не участвовал в серьезных культурных событиях за пределами России (фильм Месхиева «Свои» получил приз Московского международного кинофестиваля, в заграничных же фестивалях участвовал в основном в информационных показах. — «Труд»), а следовательно, просто не знает, по каким законам развивается кинематограф в мире. Боюсь, что после известной попытки распродажи «Ленфильма», против которой выступили многие известные петербуржцы, часть чиновников Смольного намерена отомстить тем, кто пытается спасти студию. Кстати, замечу: мы работаем на базе «Ленфильма» во многом затем, чтобы на ней продолжалась творческая жизнь, хотя могли бы снимать в любом месте. И сегодня на «Ленфильме» все не так уж плохо.

— Недавно Борис Акунин на встрече с читателями сказал про сегодняшних россиян, которых сравнил с советскими людьми: «Мы стали лучше».

— На мой взгляд, мы не стали лучше. Культурный подъем 1960-х мы пока не повторяем. Во-первых, нас просто стало меньше. Во-вторых, мы как исчисляемая общность стали глупее, потому что многие ученые, музыканты и т. п. уехали из страны, а другие умерли. В-третьих, карьеристов не меньше, чем было раньше. Мне кажется, что проблема — в отсутствии мощных моральных авторитетов. В Советском Союзе все-таки были идеалы, которые спасали от засилья обывательщины, было более или менее общее понимание правильного пути для страны. Сейчас совсем не так. Главным стал личный маркетинг, который мы измеряем количеством упоминаний в интернете. Хотя последние события вдруг вернули на «Фейсбук» хорошие, светлые лица. И это означает, что мы только в начале долгого пути.

— Алексей, простите, а лично вы знаете, какую мысль сегодня необходимо дать людям в качестве пищи для размышлений?

— Самый плохой кинематограф — это умозрительный.

— Какие же фильмы вам нравятся?

— Свой взгляд на мир, например, у Сергея Лозницы, и он имеет на него право. Я даже поругался с публицистом одного модного портала из-за фильмов Лозницы. Публицист обвинял режиссера в том, что тот якобы недостаточно сильно любит Родину. На что я привел пример Достоевского, Чехова, которые описывали Россию и в черных тонах.

— Алексей, в настоящий момент вы очень напоминаете счастливого человека. Не опасно ли это состояние счастья, умиротворения для создания нового фильма? У некоторых художников лучше получается, когда они злые, недовольные, голодные.

— Еще недавно я был очень недобрый. А сейчас просто недельку удалось отдохнуть. Если серьезно, нельзя быть постоянно злым и несчастным, потому что это приводит к душевному уродству. Но страх, точнее, боязнь сделать плохо обязательно должны оставаться.

От редакции

Мы надеемся, что Комитет по культуре Санкт-Петербурга и его глава Дмитрий Месхиев, критику в чей адрес высказал Алексей Герман-младший, представят свою точку зрения по поводу затронутых проб-лем, в частности подготовки Санкт-Петербургского кинофорума, театральной реформы, судьбы «Ленфильма», и готовы ее опубликовать.

Личное дело

Алексей Герман-младший, режиссер, сценарист

Родился в 1976 году в Ленинграде, сын кинорежиссера Алексея Германа и сценариста Светланы Кармалиты.

Окончил в 2001 году ВГИК. Снял фильмы «Последний поезд» (2003), «Garpastum» (2005), «Бумажный солдат» (2008, «Серебряный лев» Венецианского фестиваля) и другие.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33193
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7963
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4882
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4673
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4488
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3998
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...