Кажется, это первый случай за многие годы, когда отечественный фильм вызывает всеобщий восторг у профессионалов — независимо от того, как они относятся к личности Никиты Михалкова, который вместе со студией «ТРИТЭ» участвовал в продюсировании и производстве этой ленты. Ни одного отрицательного отзыва (а фильм уже был показан прокатчикам, прессе, избранной публике в кинотеатре «Октябрь») услышать пока не довелось. Градация оценок — в узкой шкале между «очень хорошее кино», «отличное кино» и «безусловный шедевр». Это все — о фильме «Легенда № 17», который в четверг выходит в прокат.
Картина рассказывает о великом спортсмене,
Сценаристы Николай Куликов и Михаил Местецкий кроят и перекраивают биографию Харламова как им вздумается. Смещают, если надо, события во времени, вводят в его жизнь эпизоды и персонажей, которых в реальности не было. Думаю, вряд ли в своей чебаркульской юности Харламов вместе с напарником Гусевым испытывал себя на тросе, натянутом между высоченными жерлами заводских труб. Не уверен, что сколько-нибудь документален эпизод, когда по приказу тренера Анатолия Тарасова юного Харламова, вставшего на ворота без вратарской амуниции, в упор расстреливают шайбами его товарищи по команде. Отдает сеансом неразоблаченной черной магии один из заключительных эпизодов фильма, когда отстраненный от руководства сборной Тарасов вычерчивает в Москве прутиком на земле комбинации, а на противоположном конце планеты, в Канаде, Харламов, словно повинуясь взмахам дирижерской палочки, забивает свои невероятные голы.
Но все эти натяжки и чрезмерности резали бы глаз в жизнеподобном кино. А в том вихревом, красочном, фантазийном фейерверке, который творит на экране режиссер Николай Лебедев, они смотрятся органической частью прекрасного, героического мифа о великом спортсмене и великой команде — сборной СССР, которая в финале фильма одерживает фантастическую викторию над считавшимися доселе непобедимыми канадскими профи.
Впрочем, это кино не только о спортивных победах. Это фильм о победе Харламова над самим собой — болезненному мальчику (порок сердца, ревмокардит) врачи не разрешали занятия физкультурой. Это фильм о том, как в преодолении житейских невзгод, травм, переломов, ссадин на теле и на сердце выковывался характер главного героя. Характер бойца, стоика, мужчины. Человека кристальной чести, не умеющего лгать, волынить, подличать, подписывать мерзкие письма против своего наставника.
Диалектика взаимоотношений Харламова и Тарасова, мятежного ученика и властного, жесткого, бывающего жестоким тренера, — лучшее, что есть в картине. Молодой, очень одаренный Данила Козловский и опытный мастер Олег Меньшиков, без сомнения, сыграли в этом фильме свои лучшие роли. Первый ради роли Харламова бросил курить, встал на коньки, накачал рельефные бицепсы. Второй впервые в своей биографии сыграл возрастную, внешне невыигрышную, но такую богатую на истинный драматизм роль. А в тандеме в иных сценах они поднимаются до таких психологических прозрений, что невозможно порой удержаться от слез, которые, впрочем, тут же переходят в улыбку восторга.
За последние годы у нас делалось немало попыток создать народное, кассовое кино, начиная с бездарной перелицовки шедевров Рязанова и заканчивая пошлой попыткой представить на экране вместо живого Владимира Высоцкого его силиконовый муляж. «Легенда № 17» — первое на моей памяти подлинно зрительское и при этом высококачественное кино. Если наша публика не пойдет и на этот искренний, лихой, азартный, по-настоящему патриотичный фильм, то это станет приговором не фильму, а публике.
Голоса
Данила Козловский
— Лет с восьми, сознаюсь, я уже активно прогуливал школу. Вместо уроков мы с братьями часто заворачивали во Дворец спорта ЦСКА, и у меня до сих пор в памяти эта картина: ледовая арена, высоко над ней — три гигантских символических свитера, и в центре — свитер с именем «Харламов» и номером «17». Разумеется, я узнал, кто такой Харламов и что он значит для нашего спорта, но думать не думал, что когда-нибудь его сыграю. Когда мне позвонил мой директор и сказал, что прислали сценарий про Харламова, я без особого интереса спросил, кого предлагают играть. Думал: ну, тренера, врача команды или кого-то из друзей-хоккеистов. Он мне в ответ: «Хватит кокетничать — Харламова». Я: «Да?! Присылай скорее». Прочитал на одном дыхании, буквально проглотил — и сразу почувствовал, что больше всего на свете хочу сниматься в этом фильме.
Рейтинг «Труда»
10 великих спортсменов, которые достойны того, чтобы о них сняли фильмы
1. Лариса Латынина, гимнастка,
2. Юрий Власов, штангист, олимпийский чемпион, многократный рекордсмен мира.
3. Шаварш Карапетян, многократный чемпион и рекордсмен мира по подводному плаванию. Спас 20 человек из затонувшего автобуса.
4. Владимир Савдунин, трехкратный чемпион СССР по футболу. Во время войны был разведчиком, притаскивал из-за линии фронта языков.
5. Николай Королев, боксер, девятикратный чемпион СССР. Во время войны воевал в тылу врага.
6. Эдуард Стрельцов, футболист, дважды признавался лучшим игроком СССР. Пять лет провел в заключении.
7. Алексей Немов, гимнаст, четырехкратный олимпийский чемпион.
8. Александр Тихонов, биатлонист, четырехкратный олимпийский чемпион.
9. Александр Белов, баскетболист. Автор «золотого» броска финала мюнхенской Олимпиады.
10. Ирина Роднина, фигуристка, трехкратная олимпийская чемпионка.