Телевизионщики нашли новую золотую жилу. Перебрав биографии военачальников – от Чапаева до Жукова, политических деятелей – от Сталина и Хрущева до Брежнева и Фурцевой, популярных певиц – от Людмилы Зыкиной до Анны Герман и Валентины Толкуновой, они взялись за перелицовку судеб популярных киноактрис. Несколько лет назад по телевидению уже прошел сериал «Звезда эпохи» про Валентину Серову, вызвавший возмущенный ропот почитателей кинозвезды и судебные иски со стороны родственников, но это только подстегнуло рейтинги. И мастера быстрого реагирования поняли: копать надо здесь. Уже снимается сериал про Любовь Орлову с Олесей Судзиловской в главной роли. На очереди – фильмы про недавно ушедших Нонну Мордюкову и Людмилу Гурченко. Как говорится, не успели еще износить башмаков после их кончины….
Самое печальное, что ближайшие родственники великих актрис про готовящиеся сериалы узнали от журналистов. «Это очень странная и некрасивая история, – поведал «Труду» вдовец Людмилы Гурченко, продюсер Сергей Сенин. – Никто из авторов фильма на меня не выходил, нашего с Марией (дочь Людмилы Марковны. – «Труд») согласия, хотя бы формального, не спрашивал. Честно говоря, я шокирован нравами, царящими в телевизионной среде, но отношусь к происходящему как к досадному недоразумению, для меня этого сюжета отныне не существует».
Не менее озадаченной оказалась и сестра Нонны Мордюковой, которая является наследницей прав великой актрисы. После моего звонка она разволновалась. «Со мной никто на эту тему не разговаривал, не советовался, – грустно сказала Наталья Викторовна. – Боюсь, что воспрепятствовать этому не смогу – не хватит ни сил, ни здоровья, ни должной юридической поддержки. Скорее всего, сценаристы возьмут жареные факты из желтой прессы, должным образом их интерпретируют, и получится очередное сериальное мыло. Подлинной судьбы актрисы с ее творческими взлетами и падениями, человеческими радостями и драмами там не будет».
Опасения родственников можно понять и разделить. Сценарий про Мордюкову еще пишется. Окончательный вариант сценария про Гурченко с лихим названием «Давай, Люся!» должен быть принят к производству как раз в эти январские дни, но имеющаяся информация не оставляет сомнений относительно намерений телевизионщиков. Так, в сериале будут фигурировать все шесть мужей Гурченко, включая певца Иосифа Кобзона, музыканта Константина Купервейса, уже упоминавшегося Сергея Сенина, а также будет поведана история якобы имевшего место романа Гурченко с Владимиром Высоцким.
Во избежание общественного скандала эти хорошо узнаваемые персонажи, скорее всего, будут названы слегка измененными фамилиями. Скажем, Сенин станет Саниным. Да и сама Гурченко наверняка будет переименована, предположим, в Гульченко или Гальченко. Это обезопасит телевизионщиков от возможных судебных тяжб (дескать, в центре фильма некий собирательный образ) и в то же время откроет простор для их ретивой фантазии. Но вот поможет ли это нам проникнуть во внутренний мир выдающейся актрисы, понять ее надежды, затаенные тревоги, творческий трепет перед выходом на съемочную площадку, о чем сама Гурченко так ярко писала в своих замечательных автобиографических книгах?
Думаю, вряд ли. Сериалы снимаются не ради этих тонких материй, а во имя рейтингов. И потому упор, полагаю, будет сделан не на творческих исканиях актрисы, а на сплетнях и домыслах о ее личной жизни, на перемывании подробностей, кто кому изменил, кто от кого ушел и к кому. Если бы замысел был другим, то сценарий попросили бы написать, скажем, прекрасного драматурга Виктора Мережко, который дружил с актрисой (они вместе сделали замечательные фильмы «Полеты во сне и наяву», «Аплодисменты, аплодисменты»), или другого опытного автора, допущенного в «ближний круг» Гурченко, в мир ее чувств и переживаний. А попросили написать (или он сам напросился) актера, композитора, поэта-песенника, театрального постановщика Кирилла Крастошевского, который особыми свершениями на кинониве себя пока не прославил. Не считать же таковыми сценарии сериалов «Поворот наоборот» и «Особенности национальной маршрутки – 2013».
Весьма сомнительной кажется мне и затея пригласить на главную роль Нонну Гришаеву – медийную «звездочку» преимущественно развлекательного, «отдыхательного» жанра, как будто за плечами у Гурченко не было исполненных глубокого драматизма ролей в фильмах «Рабочий поселок», «Старые стены», «Двадцать дней без войны», «Пять вечеров», «Сибириада»… На счету же Гришаевой главным образом ситкомы типа «Папиных дочек» и «Моей прекрасной няни», да проходные фильмы с говорящими названиями «Холостяки», «Тушите свет», «Это несерьезно». А ведь для того, чтобы снять фильм о Гурченко и талантливо сыграть ее, надо обладать масштабом личности под стать самой Гурченко. Все остальное – действительно несерьезно.
Голоса
Ирина Тулубьева, юрист
– За каждым человеком конституционно закреплено право на неприкосновенность его частной жизни и защиту его доброго имени. Это право бессрочно, и когда самого человека уже нет, его защищают наследники. В мировом кино такое положение принято давно и даже не обсуждается, у нас с этим пока сложнее. Я сама как юрист участвовала в заключении договора между родственниками Анны Герман и производителями сериала – компанией StarMedia. Правообладатели утверждали все – от сценария до состава актеров.
Бывают случаи, когда создатели фильма не желают считаться с требованиями наследников, а чтобы отвести от себя их претензии, меняют одну букву в фамилии персонажа. На мой взгляд, это не решение, а усугубление проблемы, поскольку ассоциативная связь все равно сохраняется, а к искажению биографии и образа человека добавляется еще и искажение его имени.
Римма Маркова, народная артистка России
– Я 40 лет дружила с Мордюковой, знаю про нее то, что другие не знают и никогда не узнают. Никто ко мне за советами о том, как лучше, глубже, интереснее рассказать о великой актрисе, не обращался. Оно и к лучшему. Я вообще считаю, что судьба Нонны Мордюковой – не повод для сериала. Время для этого еще не пришло. Нонна для меня, для многих людей, знавших и любивших ее, для кинозрителей еще живая. А кроме того, все, что она хотела, считала нужным рассказать о себе, она рассказала в своих выдающихся ролях, в посвященных ей документальных фильмах и передачах, наконец, в исповедальных, собственноручно написанных книгах.