Главная Культура 00:21 15 Декабря 2017 9049
Неизвестный Свиридов

Завтра день рождения Георгия Свиридова — уже 102-й. Некруглая дата, но накануне случились события, сделавшие эти дни особенными. Умер Дмитрий Хворостовский, преданный исполнитель музыки Георгия Васильевича. Посмертно выдвинут на «Грэмми» последний диск, который Дмитрий записал, — «Отчалившая Русь» Свиридова на стихи Есенина. А еще не стало в Москве квартиры Георгия Васильевича. Как будто дух художника, отразившего в музыке путь России сквозь великое и трагическое ХХ столетие, превратился в неприютного странника.

Дмитрий Хворостовский, уже зная о своей роковой болезни, захотел записать поэму Свиридова и попросил композитора Евгения Стецюка сделать ее оркестровку. Летом 2016 года под управлением дирижера Константина Орбеляна запись состоялась. Символично: четверть века назад сотрудничество певца с композитором началось именно с поэмы «Отчалившая Русь» — тогда еще в первоначальной редакции для голоса и фортепиано. Причем впервые Хворостовский исполнил ее с пианистом Михаилом Аркадьевым в Лос-Анджелесе — городе, где традиционно проходят церемонии вручения премии «Грэмми» (очередная — совсем скоро, 28 января). После заключительных аккордов американцы встали...

В 1994-1995 годах с «Отчалившей Русью» Хворостовский с Аркадьевым объехали полмира. Поэма звучала в Вене, Гамбурге, Лондоне (дважды), Торонто, Кельне, Осло, Глазго, Лионе, Базеле, Париже, Мюнхене, Кардиффе.

И всюду успех! А вскоре хозяин квартиры на Большой Грузинской представил исполнителям отобранные им специально для Хворостовского песни на слова Блока, из которых был составлен новый опус — поэма «Петербург». Ее мировая премьера состоялась в лондонском Вигмор-холле 23 мая 1996 года в присутствии автора. И с этой поэмой Хворостовский с Аркадьевым также объездили мир.

Так судьба свела их, композитора и певца, в одном времени и в одном пространстве. В одной из последних тетрадей «Разных записей» Свиридов отметил: «1997 год. 16 июля. Два дня у меня был Д.А. Хворостовский, проездом из Красноярска, где он давал сольный концерт: I отд. — 6 романсов П.И. Чайковского, а также 4 песни из цикла «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера. Во II отд. «Петербург» — целиком. Исполнение в целом близкое к совершенству: Прекрасные два дня провел в дружеской, возвышенной обстановке. Д.А. очень возмужал за эти годы, умный природно, воспитанный человек, с громаднейшим дарованием. Дай Бог ему здоровья и всего хорошего. Подарок мне от судьбы на старости лет».

... Символично: квартира Свиридова на Большой Грузинской была продана 22 ноября, в день, когда умер Хворостовский. После многих попыток наследников устроить в ней музей выяснилось, что это невозможно. Мемориальные вещи, огромный архив композитора повисли в воздухе...

Совсем по Есенину: «Не ты ли плачешь в небе, Отчалившая Русь?»

Через все творчество Свиридова, родившегося и умершего в казенном жилье, проходит тема странничества и мечта о своем родном доме: «Ребенком, давно я покинул свой дом...», «Где ты, где ты, отчий дом?», «Я странник убогий:». Еще в 1970-х Свиридов заметил, что вся Россия как села в столыпинские вагоны, так до сих пор, бездомная, едет в них.

Когда выяснилось, что в квартире на Большой Грузинской музею Свиридова не бывать, я обратился к курянам, землякам композитора. Спасибо, те откликнулись, я отдал городу на временное хранение всю обстановку кабинета и гостиной из квартиры Георгия Васильевича, рояль, библиотеку. Решили создать Свиридовский мемориальный центр, выделили три комнаты наверху бывшего Дома офицеров (ныне — филиал Курской областной филармонии). Лифта там нет. Как поется в свиридовских «Петербургских песнях», «меня без всяких поводов загнали на чердак»...

Тем временем специалисты, с которыми я советовался, в один голос твердили: необходим полнокровный музей, а не приложение при облфилармонии. И мы со скульптором Николаем Криволаповым, автором памятника Свиридову в Курске, и главой Фонда любителей музыки Свиридова Леонидом Марченко обратились к советнику президента России Владимиру Толстому. В конечном счете идею музея в Курске поддержал и Владимир Путин, но его поручения, в том числе министру культуры РФ и губернатору Курской области, увы, так и повисли в воздухе.

Между тем дело не только в сохранении мемориальных вещей. После Свиридова остался огромный и бесценный архив, для хранения, описания и изучения которого требуются специальное помещение и квалифицированные силы. Чтобы представить себе, что это за наследие, достаточно сказать, что во второе издание книги «Музыка как судьба» вошли тексты 22 тетрадей «Разных записей» Свиридова — но всего этих тетрадей свыше 180. А еще папки разрозненных листов с записями, тысячи писем. А главное, свыше 10 тысяч листов нотных рукописей, добрая половина которых содержит вполне и частично законченные сочинения, еще никогда не звучавшие. Среди них — оратории «Двенадцать» и «Песни о России» на слова Блока, «Песни Гражданской войны» на слова А. Прокофьева и П. Тычины, «Мужик» на слова русских поэтов, кантаты «Из Клюева», «Из Рубцова», «Из Кайсына Кулиева», четыре монолога для баса с оркестром «Из Пушкина»...

Как-то Георгий Васильевич в разговоре со мной посетовал: «Знаешь, я какой-то межеумочный композитор. Написал бы балет или симфонию, возили бы их по всему свету, жил бы я припеваючи. А я пишу хоры, песни...» В одной из своих тетрадей он с иронией заметил, что балет и виртуозная инструментальная игра стали у нас главными, государственными видами музыкального искусства, а хоровая музыка — глас народа, хоры, хормейстеры — изгои в собственном отечестве.

Обращение к хору, к слову у Свиридова было вполне осознанным. Композитор стремился самым полным и цельным образом отразить век, в котором довелось жить огромной стране. Недаром в записях начала 1990-х у него встречается: «Современное русское искусство должно быть обращено (в упор!) к России, оно должно помочь ей решить сложнейшие и важнейшие внутренние духовные задачи, осмыслить ее путь, сокровенное».

Бесспорно, одной из стержневых тем его стала революция. Отношение к ней у Свиридова сложное, оно менялось вместе с общественным сознанием и обстоятельствами личной судьбы. В неопубликованной тетради записей 1985 и 1992 годов читаем: «Детство — народные песни, революционные песни, песни Гражданской войны. Отец, погибший на Гражданской (расстрелян деникинцами). Провинциальный городишко — Фатеж, позднее Курск, где все это (Революция, Гражданская война) очень памятны, очень живы: Близость к событию, сопричастность к нему, отсветы ее на моей судьбе привели к тому, что Революция стала как бы сквозной темой моего творчества».

Есть у Свиридова и такие мысли: «Очистить и сделать Красную площадь торжественной площадью, свободной от присутствия войск, демонстрации орудий убийства. <Вместо> памятника палачу Л<енину> восстановить памятник А<лександру> II, освободителю крестьян....»

Но никогда этот человек, на глазах которого прошла вся история советского государства, от его зарождения до самоликвидации, сам испытавший невзгоды и знавший не понаслышке страшные стороны ХХ века, в своем творчестве не стремился очернить, окарикатурить образ России. В 1988-м он говорит о «Поэме памяти Сергея Есенина»: «Такие события, как революции, гражданские войны, — слишком большие. Их нельзя кончать просто какой-либо похоронной нотой. Это будет ничтожно. Это громадные события, они носят в себе космическое... И тогда мир бурлил, и мир бурлит и сейчас».

Думаю, Свиридов был бы поражен тем, как скромно, я бы сказал, стыдливо отметили у нас столетие Октября. Несколько музейных выставок и фильмов отнюдь не оскаровского качества: Похоже, Россия, испугавшись своей революции, решила ее попросту забыть. Забыть и ее жестокости, и ее творческий дух. Сегодня «исторические преимущества социализма» демонстрируем не мы, а Китай. Вот, очевидно, самый сочный плод русской революции. Но поют ли там Свиридова?

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 37264
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8410
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5137
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4212
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4075
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...