Расследование дела по факту хищения структурами фонда Hermitage Capital более чем 5 миллиардов рублей из федерального бюджета завершено в канун смерти одного из сотрудников фонда юриста Сергея Магнитского. Материалы следствия передаются в прокуратуру. По мнению Следственного комитета МВД, Сергей Магнитский вовсе не являлся юристом, а был бухгалтером и разрабатывал схемы ухода от налогов. Кроме того, он являлся организатором раскрыто им же аферы, сообщил представитель СК МВД на
Следственный комитет МВД России обнародовал сегодня итоги расследования об уклонении от налогов фонда Hermitage Capital. По словам представителя СК МВД, умерший в СИЗО сотрудник инвестфонда Сергей Магнитский был одним из разработчиков схемы правонарушения, совершенного фондом, передает «Интерфакс». Однако, представители СК МВД предпочли не касаться вопросов: как получилось, что здоровый мужчина в расцвете сил за несколько месяцев расстался с жизнью и кто виноват в смерти подследственного.
Налоговый и юридический консультант инвестфонда «Hermitage Capital» Сергей Магнитский скончался 16 ноября 2009 года в следственном изоляторе «Матросская тишина», в который он был переведен из Бутырской тюрьмы в связи с резким недомоганием. Как заявила Генпрокуратура, по предварительным данным, смерть
Сергей Магнитский посмертно признается следователями одним из участников мошенничества. Вместе с тем, МВД готово прекратить уголовное преследование главы фонда Билла Браудера в части неуплаты налогов, если он погасит задолженность в размере 500 миллионов рублей. Об этом сообщили представители органов на
Следствие доказывает вину Сергея Магнитского, основываясь на том, что по образованию сотрудник инвестфонда был экономистом, и работал он не юристом, а бухгалтером. Его должность помогла разработать схему ухода от уплаты налогов для нескольких подопечных компаний Hermitage Capital.
«Магнитский был по образованию экономист, работал бухгалтером и аудитором. Юристом он не был. И как бухгалтер он разрабатывал схему ухода от налогов», — сказала начальник
Печать и образование подвели Магнитского
Напомним, Сергей Магнитский оказался в тюрьме после дачи показаний против майора Павла Карпова и подполковника Артема Кузнецова, которые и вели дело об уходе от налогов. Юрист провел в СИЗО 11 месяцев. Его, как и главу Hermitage Capital Билла Браудера, обвиняли в «уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере». Уильяму Браудеру обвинение было предъявлено заочно — с 2005 года, когда его лишили российской визы, он в стране не появлялся. Сергей Магнитский был единственным арестованным по этому делу.
Юрист и глава инвестфонда подозреваются в создании криминальной схемы оптимизации налогов компаний «Дальняя степь» и «Сатурн инвестментс», зарегистрированных в Калмыкии и находившихся под управлением фонда «Hermitage Capital».
Как утверждает Следственный комитет при МВД России, в 2002 году Сергей Магнитский включил в налоговые декларации компаний заведомо ложные сведения о наличии в штате организации не менее 50 процентов инвалидов для того, чтобы снизить платежи по налогу на прибыль в два раза. Юрист подыскал в Элисте несколько инвалидов и предложил им за относительно небольшое вознаграждение устроиться на работу в эти фирмы и стать «мертвыми душами».
«В данном случае Магнитский являлся бухгалтером и участвовал в схемах ухода от налогов, в частности. Поэтому говорить о том, что он просто выполнял волю работодателя, не будучи осведомленным о конечной цели своих действий, невозможно», — продолжила рассказывать начальник
По мнению СК МВД, «юристом» Сергея Магнитского стали называть лишь для того, чтобы ввести в заблуждение западную общественность. «Термин „юрист“ придуман для западных людей, у них он приравнен к „адвокату“. Если человек — юрист, он выполняет поручения работодателя, не будучи осведомленным об истинном характере данных действий. У нас такими правами обладают только адвокаты», — отметила она.
«В данном случае Магнитский являлся бухгалтером», — подытожила представитель СК МВД.
Еще одним звеном в цепи доказательств виновности Магнитского, по версии следствия, является использование поддельных печатей для получения налогового вычета. Утверждается, что уже после изъятия следователями печатей и правоустанавливающих документов Магнитский, как один из работников фирмы Firestone, продолжал обслуживать данные предприятия. «У нас есть экспертное заключение, что все печати, которые проставлены и поданы в налоговую инспекцию о возврате налога, совершенно отличны от тех, которыми пользовались компании до лета 2007 года. Все это подтверждено экспертами», — сказала Ирина Дудукина.
В рамках расследования дела о хищении 5 миллиардов рублей из федерального бюджета структурами фонда Hermitage, МВД арестовало 685 миллионов рублей.
«Примерно одну пятнадцатую часть, или 685 миллионов рублей, из суммы, похищенной из бюджета, нам удалось арестовать», — отметила Ирина Дудукина, подчеркнув, что эти деньги находятся на депозитном счете МВД и по решению суда будут возвращены в бюджет.
Международные правозащитники мешают российскому следствию
В российском МВД считают появление так называемого «списка сенатора Кардина» попыткой помешать расследованию уголовного дела.
«Мы считаем, что данный список о запрете въезда данным людям в определенные страны связан с тем, чтобы следователь не принял участие в следственных действиях на территории этих стран», — заявила представитель СК МВД.
«Список Кардина» - это перечень 60 имен российских чиновников предположительно причастных к смерти Сергея Магнитского. В конце апреля американский сенатор Бенджамин Кардин призвал госдеп США запретить въезд в Соединенные Штаты ряду российских чиновников, причастных к смерти Магнитского. Сенатор возглавляет Хельсинскую комиссию конгресса США. В госдепартаменте США к письму сенатора отнеслись серьезно. «Список Кардина» можно найти на сайте организации «За права человека».
«Российская сторона так и не предприняла реальных шагов для расследования обстоятельств ареста, содержания под стражей и смерти Магнитского, равно как и обстоятельств хищения 5,4 миллиардов рублей бюджетных средств, которое выявил Магнитский», — гласило обращение, направленное руководству США и стран Евросоюза и подписанное главой Московской Хельсинской группы Людмилой Алексеевой и другими правозащитниками и политиками.
В ряде стран уже готовятся рассмотреть санкции для 60 российских чиновников — США, Канада, Польша, Великобритания.
Следователи не ждали переписки
Сегодня, в ответ на опубликованные итоги расследования, коллеги Сергея Магнитского представили доказательство того, что руководство Генпрокуратуры, Следственного комитета и МВД было уведомлено о хищении 5 миллиардов рублей из российского бюджета за несколько дней до преступления и за два с лишним года до смерти Магнитского, передает «Газета.ru».
Согласно обнародованным документам, юристы фонда проинформировали руководство МВД, Генпрокуратуры и СКП о рейдерском захвате принадлежащих фирме российских компаний «Махаон» и «Парфенион». Однако правоохранительные органы не предприняли никаких действий для предотвращения махинаций со счетами этих компаний.
В фонде уверяют, что компания и сам Магнитский стали жертвами преступного сговора, участниками которого являются в том числе и сотрудники МВД, стоявшие за похищением 5,4 млрд рублей из бюджета.
15 ноября 2010 года на сайте Hermitage впервые выложены копии писем фонда в силовые ведомства. Директор компании HSBC Management Limited Пол Ренч (а также его адвокат в отдельном письме) пожаловался генпрокурору Юрию Чайке, что на активы его российских компаний «Махаон» и «Парфенион», которые контролируются им через цепочку компаний, совершено «незаконное покушение».
У следствия вопросов к сотрудникам МВД нет
Представитель СК МВД Ирина Дудукина сообщила на
Тем временем, глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева направила в конце прошлой недели новое открытое письмо к председателю СКП Александру Бастрыкину с требованием возбудить уголовное дело в отношении сотрудников МВД, которые вели дело юриста Hermitage.
Магнитский «с целью получения от него ложных показаний был умышленно помещен в СИЗО» и удерживался «в таких условиях, которые в соответствии, как с российскими, так и международными правовыми нормами рассматриваются как пыточные», говорилось в обращении старожилы правозащитного движения в России.
«Я прошу вас проверить деятельность тех сотрудников МВД РФ, о которых я пишу в своем заявлении, а не отдавать им мое заявление на рецензию», — обращалась Алексеева к Бастрыкину.
Коллеги Магнитского собрали документы и выложили в Сети ролик о том, что семья подполковника Артема Кузнецова, который вел дело сотрудника фонда, за последние три года потратила более трех миллионов долларов. Согласно документам, с 2007 года родители подполковника приобрели две квартиры в престижных районах рыночной стоимостью 1,6 миллионов долларов и 990 тысяч долларов соответственно и автомобиль Land Rover стоимостью 65 тысяч долларов.
Мать Артема Кузнецова также приобрела земельные участки общей площадью пять тысяч квадратных метров. Супруга подполковника купила Mercedes Benz и Land Rover стоимостью 81 тысяча долларов и 131 тысяча долларов соответственно. При этом, согласно документам, совокупный доход семьи Кузнецовых составляет 115 тысяч рублей в месяц.
Ролик о подполковнике не единственный разоблачительный материал размещенный в интернете. В середине июня сотрудники «Hermitage Capital» подготовили второй видеосюжет, главным персонажем которого стал майор Павел Карпов. В записи сообщается, что доходы бывшего следователя ГСУ ГУВД по Москве за год выросли на 1,3 миллионов долларов.
Копии документов, выложеных на сайте «Остановить неприкасаемых!», демонстрируют, что доходы семьи следователя стали расти вскоре после аферы с перерегистрацией нескольких фирм «Hermitage Capital» на ранее судимого за убийство Виктора Маркелова и последующим незаконным возвратом налогов из бюджета на сумму 5,4 миллионов рублей. Документы и печати, использованные для мошенничества, хранились у Павла Карпова.
Ранее председатель Мосгорсуда Ольга Егорова заявила в одном из радиоинтервью, что столичные судьи не знали об ухудшающемся состоянии здоровья Сергея Магнитского, а также о том, что юрист не обращался к судьям с просьбой освободить его
Подобные заявления противоречат утверждениям коллег Сергея Магнитского, согласно которым, юрист был тяжело болен и неоднократно жаловался на то, что врач в Бутырской тюрьме просто отказывался его лечить. Кроме того, с момента ареста Магницкого постоянно переводили из камеры в камеру, при чем каждый раз условия его содержания существенно ухудшались.
В сентябре Сергей Магнитский подал жалобу на имя начальника Бутырской тюрьмы, а также генпрокурора России, в которой указал, что ему не предоставлялось горячее питание и доступ к питьевой воде, а также возможность нормально пользоваться туалетом и душем. В связи с этим у него обострились боли в поджелудочной железе и появились боли в сердце.
«Сергей Магнитский и его адвокаты неоднократно заявляли, в том числе в адрес судьи Ольги Егоровой, жалобы на грубейшие нарушения закона со стороны судей Тверского суда Москвы, санкционировавших незаконный арест и содержание Сергея Магнитского под стражей и отказавших ему в многочисленных жалобах на противоправные действия сотрудников МВД», — подчеркивается в сообщении фонда «Hermitage Capital».
«В судебных заседаниях сам Сергей Магнитский и его адвокаты указывали на жестокое обращение, которому он подвергался, его ухудшающееся здоровье, а также неоказание ему необходимой медицинской помощи, однако во всех их обращениях им было отказано судьями Тверского суда Москвы и Мосгорсуда», — передает заявление фонда агентство «Интерфакс».