КАКИЕ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ЖДУТ ПРЕМЬЕРА?

Вчера Виктор Зубков рассказал депутатам, чем займется новое правительство. Несмотря на скорые выборы, премьер ясно дал понять, что популистских шагов от него ждать не следует: сначала надо поднимать экономику, и уже на этой основе - социальную сферу. А приоритеты названы следующие: развитие сельского хозяйства, энергетики, обрабатывающей промышленности, подъем депрессивных регионов, а также устранение макроэкономических перекосов и создание госкорпораций. Если суммировать сказанное, Зубков прежде всего попытается сделать то, что не удалось Фрадкову: направить нефтедоллары на развитие несырьевых отраслей и социальной сферы. Получится ли? Какие подводные камни ожидают премьера на этом пути?

Андрей НЕЩАДИН, исполнительный директор Экспертного института РСПП:
- Новому премьеру путь движения уже задан. Бюджет на три года вперед сверстан, масштабные проекты запущены. Причем какие! Штокмановское месторождение, Богучанская ГЭС, "Сахалин-2", Росатом за десять лет хочет запустить 20 энергоблоков, а еще Олимпиада-2014.... На подобные проекты - по объемам и сложности - мы не замахивались уже давно. Объемы сопоставимы с ударными стройками социализма. Сейчас такие проекты нам по деньгам, но по силам ли? Тут много проблем, и главная - кадры. Вот объявили, что в рамках нацпроекта "Образование" поддержат ПТУ. А профтехучилищ - единицы, потому что ПТУ вообще позакрывали в стране. И как вести речь о поддержке оставшихся единиц, когда в стране колоссальная проблема с квалифицированными рабочими?
И второй подводный камень - сырьевая зависимость. Очень мало времени отпущено на модернизацию экономики. Есть прогноз на падение цен на нефть на рубеже 2008 - 2009 года, и тут о последствиях даже думать не хочется.
Сергей БОРИСОВ, президент общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России":
- Я вижу серьезную опасность в разрыве вертикали власти - федеральной и местной. Сколько бы ни было идей сверху, если в процесс их реализации не вовлечена местная власть, ничего не получится. Простой пример: наши предприниматели взялись за создание двух промпарков в Подмосковье и Архангельской области (по глубокой переработке древесины). Два года бились, чтобы решить в администрациях вопросы с землей, коммуникациями, развитием инфраструктуры, - полный саботаж на местах. И федеральная власть им не указ. Главные взятки - там, внизу. Демократам, наверное, не понравится, но скажу: я за продление вертикали власти до самого низа: глав городов надо назначать. В противном случае так и будем топтаться на месте. Вряд ли в таких условиях премьер сможет решать социальные вопросы, к которым, безусловно, относится и развитие малого и среднего бизнеса.
Азалия Долгова, президент Российской криминологической ассоциации:
- С будущим премьером я согласна: закон о борьбе с коррупцией недопустимо запоздал. Он разрабатывается с 1993 года. Первый вариант, довольно жесткий, был отклонен в том же году. На варианты 1995-го и 1997-го вето наложил президент Борис Ельцин. В 2002-м очередной законопроект был принят в первом чтении. Но он оказался настолько беззубым, что с тех пор о нем не вспоминали. Теперь, по сути, надо браться за дело заново и создавать комплексный законопроект. Для начала хотя бы ратифицировать все международные конвенции, связанные с борьбой с коррупцией. Прав Виктор Зубков и в том, что давно пора найти четкое определение слова "коррупция". Ранее коррупцией называли просто использование чиновником служебного положения в корыстных целях. А как же другая, дающая сторона? Как показывает практика, 50 процентов коррупционных сделок носят взаимовыгодный характер. 23 процента - инициативный подкуп и лишь 27 процентов - инициативное вымогательство. Словом, ответственность за коррупцию должны нести и те, кто подкупает чиновников.