В подмосковном Дмитрове впервые в России собрались на свой съезд работники передвижных библиотек из более чем 20 регионов страны, от Карелии до Новосибирской области. Экипажи машин показали не только свои книжные богатства, но и множество других возможностей библиомобилей, от полевой консультации с юристом до устройства детского праздника. А самое главное – «Труд» получил ответ на часто задаваемый в связи с библиобусами вопрос: зачем они нужны в век интернета и цифровых носителей.
На этот вопрос ответила директор Дмитровской центральной межпоселенческой библиотеки Зинаида Злотникова. В сельских библиотеках ее района, рассказала она, – по пять-шесть тысяч книг. В центральной – 122 тысячи. Чувствуете разницу? Теперь это богатство, благодаря библиомобилю, который с апреля работает в составе районного библиотечного центра, становится доступным даже в отдаленных деревнях. Люди звонят, заказывают интересующую книгу, и когда машина, в соответствии с графиком своего движения, доедет до их деревни, книга будет доставлена. Ждать – не больше месяца.
Идем на центральную площадь перед Дмитровским кремлем. Здесь выстроился круг из ярко раскрашенных импортных и отечественных библиомобилей. Среди современных машин глаз выхватывает ностальгический «пазик». Направляюсь к этому россиянину до мозга костей – и понимаю, что интуиция не обманула: передо мной один из самых ранних библиобусов страны, его приобрели в Карелии по республиканской программе развития библиотечного дела для Кондопожского района в далеком 2008 году. Всего в 2,1 миллиона рублей обошлась машина и ее оборудование. С тех пор, накатывая в рабочий день по несколько сотен километров, она уже раза четыре прокрутила под колесами земной шар. Символически, разумеется – не покидая пределов Карелии.
Министр культуры Подмосковья Олег Рожнов считает библиомобили перспективным делом. За последние два года область приобрела для районов 10 современных машин стоимостью более 6 млн.рублей каждая, районы заплатили за них только по 300 тысяч. Фото автора
Внутри «старичок» оказывается удивительно уютным: книжные полки, оставшиеся «на память» от исходного пассажирского автобуса мягкие пять кресел – можно взять с собой хоть музыкальный ансамбль. Книг – около двух тысяч. Есть возможность развернуть видеопоказ, выйти в интернет, оперативно распечатать нужный текст. Машина теплая, так что реально принимать публику и зимой. Правда, ксерокс-принтер-сканер довольно громоздкий – как объяснили хозяева, другой на карельских дорогах не выдержал бы тряски. А на почетном месте среди электронной начинки библиобуса – самое необходимое приспособление: большая лопата для откапывания машины зимой.
Библиобус – это и способ для сельчан получить юридическую консультацию. Был случай, что, воспользовавшись приездом машины, жители поселка Юркостров написали жалобу главе муниципального района на перебои со светом и отоплением. Проблему решили.
Библиотекари из Лотошино устроили детям из дмитровского микрорайона Махалино литературную викторину. Фото автора
Ну а что же представляет собой по-настоящему «крутой» библиомобиль? Гостеприимные карелы ведут меня в другую машину – она приписана к центральной республиканской библиотеке, что в Петрозаводске, и ей всего два года. Это не автобус, а фургон с антенной-тарелкой на крыше. На борту фирменная аббревиатура КИБО – Комплекс информационного и библиотечного обслуживания. О подобных машинах, разработанных по заданию Министерства культуры РФ фондом «Пушкинская библиотека», «Труд» уже писал. Производятся они с 2009 года. Внутри – те же книги плюс большой видеоэкран, плюс интернет – уже не мобильный, как в «пазике», а спутниковый, т.е. не зависящий от местного сотового покрытия. Сейчас в машине устроена передвижная выставка на тему эпоса «Калевала» – книги, гравюры, куклы в национальных костюмах. Симпатичные хозяйки машины тут же предлагают мне начальный урок игры на кантеле (это карельские гусли – главный библиограф читальных залов Елена Шарахаева отлично на них играет), мастер-класс по народному орнаменту. Говорят, дети в селах очень радуются таким занятиям.
А как реагируют на приезд библиомобиля дмитровские дети? Нас повезли в микрорайон Махалино, где по кличу местной детской библиотеки собралось с полсотни ребятишек на встречу с гостями из соседнего Лотошинского района. Двор обыкновенной девятиэтажки (правда, аккуратной и украшенной вполне художественными граффити – подозреваю, работа той же библиотеки) превратился в концертную площадку, где публике рассказали о замечательном поэте из Лотошина – Николае Тряпкине.
И совсем красочное представление состоялось в районном социально-реабилитационном центре для детей из неблагополучных семей «Остров надежды». Здесь на поляне, окруженной аккуратными домиками, экипаж библиомобиля из подмосковного Раменского разыграл целый спектакль-викторину по приключенческому роману Стивенсона «Остров сокровищ».
Экипаж библиомобиля из Раменского показал воспитанникам дмитровского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Остров надежды» веселый спектакль-викторину по роману Стивенсона «Остров сокровищ» и провел среди ребят соревнование на ловкость. Фото автора
Если у скептиков и после этого остался вопрос – какая выгода от библиомобилей, заметим: конечно, это проект на 99 процентов социальный. И очень нужный в стране, где четверть населенных пунктов не имеет библиотек вообще. Что касается, например, подмосковных библиомобилей, то их районы приобретают на началах софинансирования – львиную долю оплачивает министерство культуры области, а район добавляет 300 тысяч рублей.
Директор Национальной библиотеки Республики Карелия Ирина Добрынина (слева) и директор Кондопожской районной библиотечной системы Антонина Ефремова (справа) показывают коллеге из Башкортостана библиобус из Кондопоги. Фото автора
Пока по мобильным библиотекам мы сильно отстаем от развитых стран. Даже в маленькой Финляндии их больше двух сотен. У нас – лишь несколько десятков на огромную Россию, и далеко не все могут себе позволить современно экипированный КИБО за 6,5 миллионов рублей. При мне, например к кондопожцам пришла их коллега из Туймазинского района Башкирии, перефотографировала все, как разведчик, – и сказала, что купила бы вот такой «пазик» за 2,1 миллиона, а пока у нее вообще крохотная «газелька» стоимостью 800 тысяч…
А мои старинные знакомые из московской библиотечной системы «Кунцево», которые еще два года назад говорили «Труду» о своих мечтах приобрести современный автобус, приехали на фестиваль в Дмитров на все том же отслужившем свой век как городской и переделанном под библиотеку «Хюндае», чьи симпатичные, но изрядно потрепанные зеленые борта на западе Москвы хорошо знают с 2007 года. Ведь и большому городу нужен библиобус – развлечь детей, устроить районный праздник, помочь людям с ограниченными возможностями… Только не очень спешит большой город помочь самому библиобусу.