КАРАТЬ ПО-РУССКИ

Спустя две недели после предупредительной забастовки на АвтоВАЗе, о которой "Труд" рассказывал, руководство предприятия переходит к ответным мерам. Требование повысить до 25 тысяч рублей заработную плату администрация сочла чрезмерным, хотя оно взято с предвыборных плакатов, а саму трехчасовую забастовку - нарушением трудовой дисциплины.

- Вчера нас ознакомили с приказом о наказании 70 работников сборочно-кузовного производства, - рассказывает один из организаторов забастовки, водитель цеха 46/1 Евгений Саляев. - Выбрали самых активных. Я, естественно, в их числе как организатор. Нас лишили премии за август - сразу на все сто процентов. Объявили по выговору. По итогам года, возможно, лишат 13-й зар-платы. Приказ подписал директор производства Шендяпин. Рабочие возмущены. Вице-президент Миронов, который общался с забастовщиками, обещал, что никаких наказаний не будет, если по истечении трех часов мы начнем работу. Тогда ведь речь шла о продолжении забастовки во вторую смену. Люди поверили - и вот на тебе...
Приказ забастовщики будут опротестовывать - сначала в комиссии по трудовым спорам, потом в суде. Как заявил лидер профсоюза "Единство" Петр Золотарев, в профком поступил для согласования проект приказа об увольнении одного из организаторов забастовки рабочего Антона Вичкунина, который призывал товарищей активнее бороться за свои права и распространял листовки. Повод для увольнения - не находился на рабочем месте с 11. 45 до 15. 45 в день забастовки.
Вичкунина, кстати, задерживала милиция с 27 по 30 июля за нарушение общественного порядка и сквернословие - это официальная версия. А вот альтернативная: рабочих этим арестом просто хотели запугать.
По словам Золотарева, согласие на увольнение Вичкунина профсоюз не даст. На диалог с представителями бастовавших рабочих администрация не соглашается. Активисты "Единства" считают, что на АвтоВАЗе пытаются провести акцию по устранению с предприятия самых активных борцов за права трудового коллектива.
ВЗГЛЯД ИЗ "ТРУДА"
Конечно, воевать с двумя сотнями слесарей-сборщиков, электромехаников, испытателей легче, чем сделать приличный автомобиль. Хотя почти полтора года назад руководство "Рособоронэкспорта" обещало заниматься в Тольятти именно автомобилестроением. Но не преуспело. Зато теперь прославилось на всю страну ускоренным построением как внутри, так и по периметру автогиганта местной, но твердой вертикали власти, как и положено в любом уважающем себя военном или полувоенном ведомстве.
Конечно, автомобили от этого лучше не продаются, зато новые начальники АВТОВАЗа сумели продемонстрировать стойкость и мужество, а также хорошую выучку. Что, без сомнения, будет замечено московским руководством и оценено по достоинству. И это самое печальное в нынешней истории. Похоже, мы возвращаемся в не самое лучшее прошлое, когда любое, даже совсем крошечное несогласие с "генеральной линией" запросто могло обернуться неисчислимыми бедами даже членам Политбюро. Вот и теперь...
Власть уже не только считает зазорным вести диалог с забастовщиками АВТОВАЗа, но ставит целью задавить в зародыше саму идею о противостоянии даже части трудового коллектива с начальниками. И вообще о любом противостоянии кого угодно тем, кто наверху. Особенно если речь идет о госслужащих высокого ранга, удостоенных доверием Кремля.
Активисты вазовского профсоюза "Единство" здесь не одиноки, и далеко за примерами ходить не нужно. Миллиардер Михаил Гуцериев еще пару недель назад был владельцем крупной нефтяной компании "Русснефть", которую ему усиленно рекомендовали продать. В конце концов уговорили, но на прощание строптивец решил хлопнуть дверью и опубликовал в корпоративной многотиражке весьма неприятное для уговорщиков открытое письмо. Результат: акции "Русснефти" уже арестованы, и теперь неизвестно, получит ли их владелец хотя бы четвертушку их стоимости в качестве отступного.
Строптивого адвоката Павла Астахова, известного по роли телевизионного судьи, обвиняют в клевете на Главное следственное управление при ГУВД Москвы. Юрист имел неосторожность написать и даже опубликовать роман "Рейдер", где фигурируют - увы! - весьма несимпатичные (как уверяет автор, выдуманные!) милицейские работники. А другой адвокат Борис Кузнецов уже скрывается от тюрьмы за рубежом, хотя повинен лишь в том, что обнародовал факты грубейшего нарушения закона сотрудниками... ФСБ.
Но это еще цветочки. На прошлой неделе уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин был вынужден заниматься судьбой активистки мурманского отделения Объединенного гражданского фронта Ларисы Арап, принудительно госпитализированной в психиатрическую клинику города Апатиты. В психушку она угодила прямо из поликлиники, куда пришла за справкой о здоровье для получения водительских прав.
А ведь в стране пока еще не заработал на полную катушку недавно принятый закон о борьбе с экстремизмом. Правда, ярлыки "экстремист" уже массово развешиваются направо и налево.